«Ночи Кабирии»: в окружении проституток

кино

Если ты всего лишь ночная бабочка, отпугивающая многих своим сомнительным и увесистым багажом, то отыскать настоящую любовь крайне тяжело. Но – почти невозможно, когда вокруг тебя сплошь и рядом мужики-проститутки, зацикленные исключительно на выгоде и деньгах. Главная героиня итало-французской драмы «Ночи Кабирии» (1957 г.), получившей «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», лишь кажется дерзкой и порочной. Но её настойчивый «лай» всякий раз походит на поведение беззащитного и всеми отвергнутого щенка, с которым Кабирия, что весьма символично, оказывается наедине в одной из сцен фильма.

Если ты готов всё отдать за любовь, то у тебя с радостью это всё заберут. Такой посыл заложен в картине Федерико Феллини, не пощадившего свою героиню. Но беспощадность режиссёра – не что иное, как обманчивая видимость. Равно как и хвастовство Кабирии, кричащей всем и каждому о том, что отхватила себе известнейшего актёра (пока тот не набалуется), что ночует не на улице, а в собственном доме (пока не продаст его в погоне за призрачным счастьем), хотя на самом деле всё это всего лишь защитная реакция наподобие подростковой.
Феллини вполне уважительно относится к «проститутке поневоле», рано потерявшей родителей, но не утратившей таких ценных качеств как искренность, щедрость, вера в себя и окружающих (со временем просыпается ещё и вера в высшие силы, благодаря чему Кабирия, мечтающая встретить милого и единственного, перестаёт считать молитвы и исповеди бессмысленным действом). Главная героиня не утопает в реке, не ходит в синяках, не живёт в помойной яме, имеет заботливую подругу, а главное – получает возможность (вопреки инциденту с Оскаром – не премией!) переродиться и начать всё с чистого листа, на что намекает неоднозначная, но всё-таки жизнеутверждающая концовка.
Несмотря на «профессиональную» принадлежность героини, которую сыграла Джульетта Мазина, и её многочисленных коллег по ремеслу, в картине нет никакой эротики или сексуальных сцен. А национальный танец двух слегка оголённых темнокожих дамочек в ночном клубе и едва просвечиваемые молочные железы Ванды (Франка Марци предстала в образе той самой подруги Кабирии и её антипода по темпераменту) можно считать не более чем баловством.
Что касается продюсера киноленты, то им выступил Дино Де Лаурентис, коему в последующие десятилетия предстояло вывести в свет «Кинг-Конга», «Регтайм», «Ганнибала» и другие нетленные шедевры мирового проката. Заслуживает отдельного внимания и Франсуа Перье, сыгравший Оскара, причём не потому, что блистательно перевоплотился из милейшего и благовоспитанного интеллигента в отвратительную и трусливую мразь, а потому, что благодаря его приглашению в актёрский состав фильм как раз и стал частично французским, получив дополнительное финансирование.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать