Минск

география

Многие удивятся, но речь пойдёт не о столице Белоруссии. В России тоже есть Минск. Это крошечная деревня в Большемуртинском районе Красноярского края. Её первыми жителями были переселенцы из Минской, Гродненской и Могилёвской губерний братского государства, перекочевавшие в Сибирь во времена Столыпинской аграрной реформы. Как рассказали жители деревни, когда-то она носила название, схожее с речкой Абейкой, на берегу которой находится. Но мне на глаза попался лишь ручей Минский. Такое название зафиксировано на неказистой табличке прямо на въезде в населённый пункт – перед мостиком, который пока ещё, быть может, вполне крепкий, но его металлические ограждения так шатаются, что по незнанию и вниз улететь немудрено, если вдруг решишь опереться и поразмышлять о смысле жизни.

Живёт в Минске с полсотни человек. В основном это пожилые люди, которые держат коров, овец и прочую живность. За любой социально значимой услугой минчане вынуждены обращаться в соседнее, в пяти километрах, село с не менее занятным названием – Российка. Качество дорог между районными населёнными пунктами отвратительное. И вряд ли кому захочется решать этот вопрос, учитывая местонахождение Минска. Транспорт, которым пользуются жители деревни, соответствует качеству дорог: небольшие тракторы, мотоциклы с колясками и старенькие советские легковушки.

Почти все жилые дома, не отличающиеся убранством фасадов, расположены на пригорке. Название у этой улицы говорящее – Нагорная. Чуть подальше есть ещё одна – Новая, что сути уже не отражает. А заброшенные постройки, в стенах которых когда-то учились дети или получали медицинскую помощь захворавшие, и вовсе нагоняют тоску. Глядя на них, понимаешь, что недолго российскому Минску осталось.

Самое же удивительное в том, что в деревне сохранился построенный ещё в 1913 году деревянный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, уже почти век как недействующий. В тридцатые годы минувшего столетия с религиозного сооружения сняли кресты и купол, превратив здание в киноклуб, а чуть позже и вовсе махнув на него рукой, никогда больше не используя. Несмотря на это уникальный архитектурный памятник до сих пор не рухнул и не сгорел, хотя окна много где повыбиты. Скорее всего, сказалась отдалённость Минска: почти невозможно добраться до него случайно и устроить акт вандализма. А местные жители, лишённые многих благ цивилизации, не намолятся на радующее глаз здание, без которого деревня превратится в совершенно унылое местечко.
Более того, рядом с храмом есть пара скамеек со столиком, турники и качели. И если какому минчанину вздумается выйти за оградку родного домишки, дабы развеяться и с кем-нибудь побалакать, то лучшего места в умирающей деревне просто не найти.

Степан РАТНИКОВ.

Поддержать автора можно здесь.

Оцените статью
Комментировать