«Чугунный юнга» Евгении Казанцевой

литература

Рассказ «Чугунный юнга» занял второе место в восьмом сезоне литературной премии «В поисках правды и справедливости» в номинации «Молодая проза России» и, как следствие, был опубликован в восьмом номере «Роман-газеты» за 2023 год. Архангелогородка Евгения Казанцева предлагает читателю окунуться в атмосферу удивительной дружбы одинокого и ворчливого старика Бориса Аркадьевича с мягкотелым и угрюмым экс-студентом Тёмой, которые, знакомясь волею счастливого случая, кардинально друг друга преображают, вместе с тем обретая возможность – или способность? – снова почувствовать вкус жизни, какой бы суровой она ни казалась на Севере.

Пейзажи Поморья в лексическом исполнении автора в некоторой степени промозглы, ибо читателя периодически невольно пробирает дрожь. Вместе с тем они притягательны в своей загадочности, как та самая чугунная скульптура, что непоколебимо переносит все климатические тяготы и разномастные взгляды прохожих, но заглянуть в свою условную душу никому возможности не предоставляет.
Образ несгибаемого юнги сразу же приковывает особое внимание. Пытаясь предугадать, какая роль в рассказе уготована чугунному персонажу, концентрируешься на личности безногого старика. Стоящая на берегу Двины – наперекор всем ветрам и осадкам – скульптура видна из окна инвалида-колясочника, который действительно оказывается из бывших флотских и не позволяет обращаться с собой как с немощным.
Поначалу читателя может сбить с толку сиротливый антураж полузаброшенной стариковской квартиры. Лишь мастерская, куда никому нет доступа, оставляет надежду на то, что «встреча по одёжке» окажется-таки обманчивой. Борис Аркадьевич никогда не унывает. И эта его черта всякий раз демонстрируется вразрез некоей бесхарактерности Тёмы, жалеющего себя из-за ухода любимой девушки и из-за относительной необходимости нести альтернативную службу, надраивая полы да сантехнику.
Прервать чёрную полосу, заодно доказав свою смелость всем сомневающимся, отчисленный студент решает посредством ухода на Кавказ. Однако Евгения Казанцева разбавляет действие рассказа сценой про то, как старик решает помянуть погибшего на фронте сына. Трогательные воспоминания Бориса Аркадьевича превращаются для Тёмы в настоящее предзнаменование, и в голове молодого парня что-то круто переворачивается. К тому времени стариковская квартира тоже преображается, да и сам хозяин принимает молодого гостя уже почти как внука, а не как залётного молокососа, наведывающегося хоть чем-то подсобить не по личной прихоти.
Сомневаться в счастливой концовке не приходится. Но если ей и впрямь суждено случиться, то уж точно не с бухты-барахты, а по умело созданной автором цепочке из метких фраз, важных деталей и знаков свыше. Отдельно отмечу, что новоиспечённый лауреат литпремии Справедливой России щедро – почти всякий раз к месту – сыплет деепричастными и причастными оборотами, которые я очень люблю, а также потчует читателя сочными ремарками в диалогах. И две эти яркие авторские черты, помимо нескольких других, не менее значимых в процессе литературного декорирования, позволяют заявить, что полку перспективных и оригинальных современных прозаиков страны прибыло.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать