«Доктор Вера» Бориса Полевого

литература

Автор, именем которого названа одна из центральных улиц родного мне Дивногорска, написал биографическую – с небольшими элементами сугубо художественного вымысла – повесть «Доктор Вера» со слов знакомой женщины. Оттого и ценно это произведение, позволяющее узнать много нового о Великой Отечественной войне, о её, скажем так, закулисье и подвальных перипетиях. Вместе с тем оно даёт понять: не все немцы были ничтожествами, как и не все русские – невинными ангелочками.

С первых же страниц читатель становится свидетелем тяжелейшего выбора главной героини: в самый разгар войны она отказывается перебраться через мост, который её соотечественники вот-вот взорвут для затруднения пути приближающимся врагам, и остаётся рядом с теми, кто нуждается в медицинской помощи, ставя профессиональный долг выше личной безопасности. Однако героический поступок врача, умудряющегося в нечеловеческих для военного госпиталя условиях обходиться без летальных исходов, обрастает слухами и домыслами: работа в стане фашистов, посещение их штаба… Понимая, какая судьба её ждёт, Вера Трешникова не изменяет себе и беспокоится только о больных и, конечно же, о своих детях Домке и Стальке, помогающих матери ухаживать за пациентами, быстро сбавляющими в весе из-за голода, холода, неизведанности. И если придётся погибнуть самой ради спасения всех этих людей, доктор ни секунды не будет жалеть и колебаться.
Как бы в противовес Трешниковой продемонстрирована сюжетная линия с участием актрисы Киры Ланской. Эта цаца не позволяет себе выглядеть плохо, не отказывается от привычных благ. И фашистскую нечисть развлекать – не прихоть, как она уверяет, а якобы вынужденная мера, неотъемлемая составляющая человеческой судьбы. И ведь совсем уж дрянью Ланскую не назовёшь: не сдала своих, не подвела под монастырь, в клевете тоже не упражнялась. Разве что собственное лицо не сохранила, как бы его ни накрашивала, ни напомаживала. А совесть рано или поздно выйдет из спячки, как медведь, и вот тогда-то жди беды. Да и охотники не дремлют.
Произведение, написанное от первого лица, ещё и превосходным, богатым, но не буреломным языком, лишено откровенной назидательности. Это позволяет сконцентрироваться не на презрении вторгнувшихся на советскую землю чужаков, а на мыслях врача, на состоянии больных, на ожидании чуда, которого все они так ждут. Ждёт и читатель. Потому-то и не смеет бросить книгу, не добравшись до концовки. А она – открытая. И хотя все мы знаем, чем для СССР закончилась та кровопролитная война, о будущем Веры Трешниковой, её мужа и детей Борис Полевой, увы, не поведал.
Напоследок добавлю, что лично для меня самой яркой находкой оказался медицинский юмор, которому посвящена частичка пятнадцатой главы. «Бледность не порок». «Моча – зеркало души». «Семь бед – один диабет». «Ректоскоп существует для чтения задних мыслей». Думаю, подобного рода изречения должны быть в обиходе каждого врача, ибо здоровый юмор помогает больным идти на поправку.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать