«Одиннадцать минут» Пауло Коэльо

литература

Одно из самых известных произведений бразильского писателя и, как поговаривают, ни на какое другое не похожее. Я оказался не в восторге, да простят меня поклонники Пауло Коэльо. Всё оказалось слишком уж обыденно, скучно, предсказуемо. И вообще смахивало на историю из какой-нибудь «Невской клубнички».

Жила-была деваха по имени Мария. Ещё со школы у этой симпатичной бразильянки не складывались любовные дела. И поехала она тогда в Швейцарию, где стала проституткой, накопила денег на фазенду, встретила любовь, завязала с древнейшим ремеслом и, скорее всего, жила долго и счастливо все оставшиеся годы. Если кратко, то как-то вот так.
На протяжении всего романа меня не покидало ощущение того, что Мария заблуждается в своих намерениях – отработать известным местом ровно годик и вернуться домой. Ведь проституция, она как наркота: начнёшь – не закончишь (если без приставки «за-», тогда попроще будет).
Тем не менее главная героиня сумела выйти победительницей из тяжёлого поединка с самой собой. Да, сомневалась перед возвращением на родину. Да, успела за это время испытать многое, выходящее за грани обычного перепиха, и была в диком восторге от новых ощущений. Но история всё равно завершилась так же, как и началась. Сказочно. И это мне не понравилось. Нисколько не одобряю и пропаганду садомазохизма, которую развернул Коэльо на страницах романа «Одиннадцать минут».
Приглянулась только структура книжки: авторский текст перемежается дневниковыми записями Марии. Нечто подобное я применял в своей повести «Чат» (2005 г.), которая, конечно, гораздо слабее «Одиннадцати минут» в стилистическом плане, но чуток поинтереснее – в сюжетном. Впрочем, в «Чате» концовка тоже довольно легко угадывается. Так что сравнительный анализ на этом завершён. Чего пока не могу сказать о продолжении знакомства с творчеством бразильского Паши.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать