Игорь Корниенко: «Потеряв дом в Баку, езжу по России в поисках»

литература

Моё первое знакомство с писателем Игорем Корниенко состоялось в 2005 году на всероссийском семинаре молодых литераторов «Очарованные словом» в Красноярске. Толком пообщаться, правда, так и не довелось, ибо два начинающих прозаика были куда больше зациклены на себе и своих произведениях. Устранить пробел довелось лишь 17 лет спустя. И уже не на сибирской земле, а в подмосковных Химках. В те же дни на столичной книжной ярмарке я приобрёл книгу рассказов Игоря Корниенко «Победить море» и, читая её, удивлялся как авторскому умению уважать своих далеко не идеальных персонажей, так и отменному юмору. Поэтому беседа с ангарским прозаиком, членом Союза писателей России оставалась лишь делом времени. Она же открывает целую серию интервью с коллегами по цеху.

– Игорь, вряд ли ошибусь, если скажу, что твоя коронка едва ли не на всех встречах с читателями – этакая пропаганда чудес. Что подтолкнуло тебя к выбору подобного вектора? Ведь жизнь-то наша всё «чудесатее и чудесатее» с каждым годом. Да и ты сам в юности горюшка хлебнул. Однако же…
– Чудеса и подтолкнули. Сопровождающие с раннего детства чудеса, даже с колыбели, когда в восемь месяцев мне темечко крыса прокусила. И дальше, как говорится, понеслось… Повезло мне и с местом рождения – это Баку, посёлок Карачухур (с азербайджанского – Чёрная яма), где наблюдателями, смотрящими считались предки, покоившиеся на кладбище. На нём я, кстати, почти половину своего детства и провёл. С бабушкой мы часто ходили на могилу деда, там же я и уроки часто делал, а еда – варёная картошка, яйца, зелень – в этом мире тишины обретали совсем другой вкус. И воздух там иной, и внутренние ощущения тоже. В таких местах сильней ощущаешь душу и присутствие чего-то большего, таинственного… Присутствие чуда. Чудеса – они ведь внутри нас и повсюду.

– Помнишь свою самую первую литературную публикацию? Что это за произведение, где оно появилось и насколько подстегнуло тебя продолжать начатое? Ведь наверняка не хотелось вечно строчить в стол?
– Первый опубликованный в России рассказ – «Человек, который не смеётся». Вышел он в газете «Ангарские новости». Это была моя первая публикация, первая победа (конкурс «Проба пера») и первый гонорар. Пишу с детства, лет с восьми или девяти. А первая публикация, как и последующие, – подтверждение верно выбранного направления в жизни.

– Почему выбрал для себя прозу, а не поэзию?
– Открою тебе тайну: стихотворений у меня написано не меньше, чем рассказов. Но всему своё время, не так ли? Стихов уже на целую книжку набралось. Условно назовём её «Из прозы». Почему? А потому что это не моя поэзия – это стихотворения героев моих рассказов, романов.

Победами в литературных конкурсах ты не обделён. Какую из них ценишь особенно? И есть ли вообще прок от творческих регалий, учитывая, что напрямую в финансовом плане они крайне редко выражаются?
– Премии – это всегда хорошо, особенно если они дополняются материальным поощрением. Из наиболее ценных – премии имени Василия Шукшина и имени Виктора Астафьева. Они для меня неразделимы, как и сами писатели Шукшин и Астафьев. А прок, наверное, в равнении на авторов премий. Регалии же – всего лишь строчка в литературно-трудовой книжке, отметка в дневнике: для тебя она что-то значит, а для всех остальных…

– На что существовать современному писателю, если нынче даже профессии такой нет?
– Работать. Тем же слесарем-ремонтником третьего разряда. Это моя профессия по диплому. Я закончил лицей экстерном, отучившись всего полтора года. Поэтому, если нужно помочь с сантехникой, зови (смеётся).

– Сейчас ты живёшь в Ангарске, но огромное количество времени проводишь в творческих поездках. Мысли о переезде возникали? Например, туда, куда чаще всего зовут на различные литературные мероприятия.
– Мысли возникают. Однажды потеряв дом в Баку, я так и езжу по России в поисках. Ищу дом в реальности, ищу и в своих историях. Найти его в историях, к слову, всегда получается. В реальности же… Сейчас вот месяц как в Новосибирске нахожусь. И кажется, что мог бы здесь же и корни пустить. Дело за малым, как и в любой истории, – сделать первый шаг, начать.

– И ещё о мероприятиях… Не надоедает постоянно мотаться? И были ли города, посёлки, деревни, куда ты точно не хотел бы возвращаться?
– Дорога уже в крови у меня. Это часть моей жизни и моих историй. А возвращения необходимы. Жизнь как раз и состоит из возвращений. Поэтому, где бы ни был, возвращаться туда же вновь и вновь лишь в радость, ещё и что-то новое всякий раз. С каждым последующим возвращением рождаются очередные истории. У меня, можно сказать, цикл таких произведений, написанных в разных городах, – истории места и возвращений. «Хозяйка Аляски», «Первый человек на Солнце», «Берег поезда» – это истории декабрьской поездки по маршруту Москва – Новосибирск. «Луна-парк» – новое возвращение в Новосибирск в конце января. Хорошо там, где нам хорошо пишется (улыбается).

– Писатель без подобных вылазок, без знакомства с необъятными просторами страны, наверняка зачахнет и ничего существенного не напишет. А где и в чём ещё ты черпаешь творческое вдохновение?
– Всё вокруг нас и есть история, разве не так? Это люди, взгляды, свет солнца на стене, тени, облака… Всё может рассказать свою историю. Иногда и не свою. Неожиданную, другую. Может подтолкнуть, нашептать, открыть…

– Только и успевай замечать, запечатлевать. Кстати, над чем работаешь сейчас и что у тебя в литературных планах на ближайшие года три?
– Сейчас у меня две новосибирские истории в начальной стадии: Красный проспект и площадь Ленина в очередной раз поделились со мной новыми секретами, откровениями. А ещё работаю над киносценарием «Разбуженные сны» по своему рассказу, опубликованному в январском номере «Сибирских огней». Ведь я, помимо чудес, очень люблю сны. Да и многие мои истории смело можно назвать разбуженными снами, завтрашними чудесами.

– Напоследок вопрос, который планирую сделать традиционным для всех последующих интервью с писателями: назови три произведения из числа недавно прочитанных, которые запомнились тебе больше всего, и почему именно они?
– Во-первых, «Библиотечная повесть» Сергея Петунина – хорошего друга, писателя, человека. В минувшем году Сергей стал лучшим библиотекарем страны, и его произведение погружает нас в загадочный библиотечный мир, состоящий отнюдь не из одних только книг. Люди – те же книги. Как говорит один из героев «Библиотечной повести»: «Неужели вы до сих пор не понимаете, что наша главная работа – это люди! И постоянно напоминать себе, что вы сидите здесь не для того, чтобы «выдавать книжки», а чтобы помогать людям!» Вдвойне же я счастлив оттого, что посчастливилось написать к этой книге предисловие.
Во-вторых, меня обрадовала, удивила своей прозой Кристина Кармалита. Её новый рассказ «Светкин сон» (а со снами, повторюсь, у меня особые отношения) с первого же абзаца увлёк своим языком, атмосферой, историей. Читаю Кристину – поэта, драматурга, теперь и прозаика – и наслаждаюсь, честное слово.
Наконец, «Голомяное пламя» Дмитрия Новикова. Только начал читать, а меня уже захватило Белое море, суровый мир Севера, рассказанный поэтичным языком легенд. Я даже пожалел, что не взял эту книгу с собой в поездку. Сейчас вот живу ожиданием возвращения и продолжения чтения. Сама жизнь тоже продолжается. А с ней – и чудеса. Чудеса каждый день, каждый час, каждый миг!..

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать