«В этом милом старом доме» Олега Левакова

театр

Разбавленный мелодраматическими нотками водевиль «В этом милом старом доме» по пьесе Алексея Арбузова, чьи произведения неоднократно ставили в театре имени Ленсовета ещё во времена Игоря Владимирова, искусно убеждает в том, что рано или поздно «всё пройдёт: и печаль, и радость». А вот «любовь не проходит, нет», хотя взаимной остаётся далеко не всегда. Песня, прекрасно знакомая истовым поклонникам Михаила Боярского и звучавшая ещё в советском фильме «Куда он денется!», во всех смыслах венчает яркую постановку Олега Левакова. Причём и здесь у микрофона не кто иной, как собственной персоной заслуженный д’Артаньян отечественного кинематографа, служащий в упомянутом театре с 1972 года – с перерывами.

Голос у Михаила Сергеевича, конечно, уже не тот, да и движения заметно скованны ввиду почтенного возраста. Однако народный артист России по-прежнему в строю, не теряет жизнелюбия и молодецкого задора и наверняка не помышляет уходить с родной сцены, покуда есть жизненные силы. Игрой Боярского – в тандеме с его стройной и обворожительной супругой Ларисой Луппиан – ежемесячно приходят любоваться сотни петербуржцев и гостей Северной столицы. Для них этот спектакль, по сути, такой же милый и старый дом, где царит тёплая семейная атмосфера, а многие лица узнаваемы и любимы. Впору говорить о комфорте, в том числе душевном, без ощущения которого зачастую даже порог переступать не хочется.
Впрочем, как отдельно взятая постановка «этот милый дом» совсем даже не старый: премьера состоялась в конце декабря 2019 года (её тогда приурочили к 70-летию Михаила Боярского). Вместе с тем в спектакле задействована целая группа молодой поросли ленсоветовского актёрского цеха, и ей однозначно есть чему поучиться у представителей старшего поколения – как в реальной жизни, так и в сценическом мире. Удачное переплетение этих двух составляющих напоминает крепко и ровно стоящую на земле полувековую избу, в стенах которой по-прежнему кипит жизнь, и каждый из домочадцев знает, кому помогать и на кого надеяться, кого наставлять и к кому прислушиваться. Просто песня! А петь там, как нетрудно догадаться, есть кому. Как имеются и те, кто на подпевках – не только музыкальных, но и сугубо человеческих, – быть не намерен.
Действие спектакля развивается в уютных фамильных хоромах семьи Гусятниковых (визуально не идущих ни в какое сравнение с упомянутой воображаемой избушкой), а также в гостиничном номере. Как раз в его условных стенах и размещён своего рода сюжетный клубок, от которого ниточка тянется вплоть до милого старого дома, отбрасывая на спектакль лёгкую тень комедии положений. И хотя зритель очень быстро обо всём догадывается, апофеоз преподносит-таки эффект неожиданности. Там будет всё: и печаль, и радость. Правда, каждому – исключительно своё. Кто-то окажется в чужом сердце первым, кто-то последним, а Эраст Петрович (персонаж Боярского) – вообще первый и последний в одном лице, но… не единственный.
Особых комплиментов заслуживает Дарья Циберкина, предстающая в образе Нины Леонидовны – совершенно безобидной, но жутко закомплексованной женщины, почти исступлённо мечтающей о личном счастье, как маленький ребёнок – о попрошенном у Деда Мороза подарке. Она, пожалуй, ещё большее дитятко, чем среднестатистический младшеклассник. И все её неловкие движения, чудной смех, восторженные возгласы – несомненное украшение спектакля, сопровождаемого поцелуями, мурлыканьями, элегантными па, искромётными шутками и даже сценами патриотического характера.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

В какой из творческих ипостасей Михаил Боярский наиболее хорош?
Как актёр
0%
Как певец
100%
Ни в какой
0%

Оцените статью
Комментировать