«Христос остановился в Эболи»: врач во спасение

кино

Фильм по одноимённой, во многом автобиографической книге Карло Леви был снят в ныне уже заброшенном, постоянно разрушающемся итальянском городке Крако, любоваться которым можно бесконечно долго, но жить в котором – сущий ад. Недаром даже Иисус, согласно легенде, не снизошёл до этих мест. По сюжету, никогда не практиковавшийся врач, пишущий картины и книги, отправлен в политическую ссылку за антифашистские взгляды. Оказавшись в крестьянском селении Алиано с численностью населения около тысячи человек, синьор Леви (играет его Джан Мария Волонте) сталкивается с чуждой, даже дикой культурой, где визит женщины к незамужнему мужчине непременно означает то, что они занимаются любовью, а приложенная ко лбу монета якобы излечивает лучше любого снадобья.

Людская глупость не знает границ. Да только вряд ли можно взвалить на селян вообще всю ответственность за то, как они живут и каким богам молятся. Мэр никак не помогает местным жителям, пудря им мозги красивыми речами и всячески ограждая от любых медицинских новшеств, зато делая всё возможное, чтобы с бедняков исправно собирали налоги. Сомневаясь в собственных возможностях, но ни капли не боясь негативной реакции со стороны властей, политический ссыльный соглашается помочь больным – сперва одному, потом другому, третьему… Может даже показаться, что он делает это не столько из-за сочувствия к нуждающимся, сколько в знак протеста, категорически не принимая сложившуюся политику и наплевательское отношение верхов к своему народу.

Карло Леви сам аки Христос, посланный к жителям Алиано, дабы вылечить их болезни, в том числе и душевные. Однако всё ограничивается полутора годами, и едва вторая мировая завершается, как врача реабилитируют и отправляют обратно домой. Открылись ли за это время глаза у крестьян, не говоря уже о хитрющем мэре, чью дочку врач тоже успел спасти, – остаётся лишь догадываться.

Фильм Франческо Рози (экранизировавшего в 1987 году драму Габриэля Гарсиа Маркеса «Хроника объявленной смерти») вполне тянет на шедевр. И по тому, как снят, и о чём снят, и как сыграно. Победа в Международном Московском кинофестивале 1979-го и премия Британской академии кино в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1983-м не в полной мере отражают всю гениальность этой итало-французской киноленты.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать