«Жена пастора»: когда имеешь право не врать

кино

Финскую эротическую мелодраму, впервые вышедшую на экраны в 2021 году, иначе как воспеванием похоти не наречёшь. И пускай «Жена пастора» – это отнюдь не банальная бессюжетная порнушка, а вполне качественный художественный фильм с определёнными плюсами и ценностями, да только плюсы, надо признать, крошечные, а ценности по большей части фальшивые, искажённые. Экранизировав роман неоднократного номинанта на Нобелевскую премию Юхани Ахо, малоизвестный российским киноманам режиссёр Аку Лоухимиес создал почти стоминутную киношную браваду, словно призванную потоптаться по таким понятиям, как аскетизм, преданность, самоуважение.

В картине много разговоров о проживании не своей жизни и ещё больше намёков на это. Ключевым мотивом становится обман – как самого себя, так и человека, с которым коротаешь годы вдали от материка, где-то на отшибе, куда можно добраться только на пароме. При этом многолетнее торжество завуалированной лжи вытесняется коротенькой вспышкой сомнительной правды, и едва ли не театральный акт измены преподносится как демонстрация честности, как искреннее нежелание скрывать от супруга свои давно зародившиеся и по сей день не остывшие чувства к другому. И даже униженный пастор, лёжа в постели со своей ненаглядной Элли после устроенного ею жуткого представления, смиренно молвит: «Я тебя понимаю. Настоящая свобода – это когда имеешь право не врать».
Выговорившись и выпустив на волю всех чертей, супруги совершают «откат системы» и снова радуются природе, солнцу, каждому новому дню. Но как всё-таки называть то, что было между четой в предыдущие годы? А самое главное – почему нельзя было без оглядки на семейный симулякр уйти с воистину милым и желанным, как только он позвал за собой, вместо того чтобы остаться с тем, кто много лет пребывал в плену ошибочной убеждённости во взаимной любви? В этом смысле донельзя хороша рассказанная священником-рогоносцем притча о том, как представительницы прекрасного пола собирают ягоды. Обнаруживая место получше да повыгоднее, женщины сразу же передислоцируются туда. В итоге множество ягод остаются несобранными.
Аудиовизуальная составляющая фильма по-своему удивительна. Почти невозможно не обратить внимание на частые животные, тревожные, скрипучие звуки. Они запоминаются (хоть и не радуют) в разы сильнее, чем музыкальное сопровождение в его привычном понимании. Кроме того, «Жена пастора» – это взгляды, взгляды и ещё раз взгляды (не исключено, что кастинг-директор, утверждая Инку Каллен на главную роль, рассматривал в качестве референса Мадонну). Взгляды не кроткие, не сливающиеся с обстановкой, а назойливые и насквозь пронзающие, порою жадные и наглые, но всегда неотрывные. Речь, ясное дело, об Элли и её бесцеремонном любовнике, которого сыграл Андрей Аллен. А вот Аку Хирвиниеми в роли пастора безмятежен и мудр, тогда как в глазах его – стопроцентное доверие и непоколебимая любовь. Единственная Личность среди персонажей, кого (памятуя о Первом послании апостола Павла к коринфянам) не сравнишь ни с медью звенящей, ни с кимвалом звучащим.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать