Анна Харланова: «Левитовские описания природы вдохновляют»

литература

С недавних пор Липецкая область может похвастать собственной литературной премией. Она носит имя Александра Левитова, который родился в 1835 году на нынешней территории этого региона (тогда ещё Тамбовской губернии) и вырос в превосходного рассказчика, детально описывавшего жизнь людей из народа. Идейным вдохновителем учреждения упомянутой премии в 2020-м стала Анна Харланова – выпускница Литинститута имени А. М. Горького, член Союза писателей России. С ней-то мы и пообщались незадолго до оглашения лауреатов четвёртого премиального сезона.

– Анна, как изначально возникла идея учредить в Липецке литературную премию имени Александра Левитова, а вместе с ней и тематический фестиваль? Всё-таки подобного добра нынче предостаточно в стране. И насколько сложными были дебютные организаторские шаги?
– В нашем регионе «подобного добра» не наблюдалось. А в Добром – в селе, откуда родом и писатель-народник XIX века Александр Левитов, и я сама, – отродясь не бывало. Поначалу было трудно, сейчас нелегко, но всегда – интересно. Проект волонтёрский. Работаем много, но в свободное время. Мне помогают многие хорошие люди, назову лишь несколько имён: Александр Пономарёв – председатель нашего регионального отделения Союза писателей России, Лена Иванова – поэт из Петербурга; Лёша Ханыкин – молодой прозаик из Липецка, Виктория Татур – детский писатель из Москвы. А ещё – много отзывчивых, талантливых людей, без которых проект не смог бы жить и развиваться.

– Первые премиальные сезоны уже сделали своё дело: творчество Александра Левитова заинтересовало современников. Из-за чего этот писатель долгие годы был, скажем так, непопулярен, а то и вовсе неизвестен многим?
– Всё просто: его не включили в школьную программу, давно не переиздавали. В регионах, во всяком случае в нашем, особого внимания к творчеству писателей-земляков не было. Только село Доброе бережно хранило память об Александре Ивановиче, там же проводились и «Левитовские чтения».

– Произведения Левитова жизненны, динамичны, с юморком. Хотя авторский язык не так уж и прост для современных читателей. Лексика нынче, давай признаем, совсем не та. Ведь Александр Иванович ещё и на просторечия с диалектизмами не скупился. Возможно ли сегодня писать тексты столь же живо и одновременно заковыристо? И есть ли вообще в этом необходимость и здравый смысл, учитывая, что периодически всё-таки появляются авторы, пытающиеся подражать классикам или вовсе переписывать историю?
– Язык у Александра Левитова живой, народный и вместе с тем поэтичный. Описания природы вдохновляют. Диалоги такие, что время исчезает, и вот ты уже идёшь по высокому берегу Дона и чего только ни наслушаешься… Пусть начинающие литераторы подражают классикам, это процесс учёбы. Но со временем надо выходить на свой язык, на авторский.

– В 2023 году «ЛевитовФест» вошёл в Содружество литературных фестивалей, которое учредил и курирует Совет молодых литераторов Союза писателей России. Какие плюсы из случившегося извлекли обе стороны?
– Происходит колоссальный обмен опытом. Мы недавно стартовали, все плюсы ещё впереди. Но давайте заглянем в положение о Содружестве литературных фестивалей России, где указано: «2.1) Содружество ориентируется на традиционные для русской культуры ценности: гуманизм, милосердие и справедливость; служение Родине и ответственность за её судьбу; понимание ценности каждого человека и важности творческого потенциала личности; 2.2) Участники Содружества считают, что ядром национальной культуры России была и остаётся литература – искусство создания смыслов». Как можно увидеть, речь не о личных выгодах для организаторов. Мы служим русской литературе, служим нашей стране, стремимся через приобщение к литературе влиять на здоровое воспитание личности.

– Село Доброе в Липецкой области обязательно к посещению?
– Вовсе не обязательно. Но кому-то может быть интересно побывать на родине Александра Ивановича Левитова, зайти в храм, где его отец служил дьячком, а также в храм, в котором я… родилась. В советские годы там был роддом. Само селение старинное: раньше был город Добрый – здесь при Петре I были созданы первые верфи для плоскодонных судов. А ещё в Добровском районе, в селе Волчьем, сохранилась старинная традиция на Троицу украшать дорожки к домам узорами из разноцветного песка.

– С недавних пор ты трудишься в редакции электронного журнала «Лиterraтура». Как часто авторы присылают на рассмотрение слабенькие, а то и вовсе графоманские тексты?
– Я занимаюсь только прозой. И не одна, а в паре с Женей Декиной, которая – мощь и сила! Для меня большая честь работать с ней. Текстов присылают предостаточно. Вместе с работами для премии Левитова и для других конкурсов, в которые меня зовут в жюри, читать приходится немало. В журнал «Лиterraтура» совсем уж графоманское присылают не так часто, больше – среднее. Но попадаются и настоящие самородки. Мы читаем всё. Правда, связываемся только с авторами, которых готовы опубликовать. Иногда требуется небольшая доработка текста. Также важное требование журнала: текст нигде до этого не должен быть опубликован. Признаюсь, кстати, что согласилась стать редактором из корысти: так я получила возможность публиковать лучшую прозу, присылаемую на премию Левитова! Причём рассказ, к примеру, мог даже не войти в лонг-лист, потому что другие ридеры отклонили текст (у нас правило: оценки друг друга не критикуем), но сама я оценила это произведение высоко и могу предложить автору публикацию.

– Можно ли говорить о том, что сетевые литературные ресурсы не конкуренты печатным «толстякам» по престижности?
– Говорить можно всё, что не противоречит закону. Но в журнале «Лиterraтура» в своё время публиковались Виктор Соснора, Дмитрий Пригов, Борис Рыжий, Кирилл Ковальджи, Евгений Рейн, Александр Кушнер, Михаил Эпштейн, Сергей Гандлевский, Геннадий Айги, Генрих Сапгир и многие другие современники и современные классики.

– Многие знают тебя ещё и по творческой работе с детьми. Как считаешь, их сложнее или проще учить, если сравнивать со взрослыми, которые только встали к литературному станку? И учат ли дети тебя саму?
– Я никогда не хотела на постоянной основе вести взрослое литобъединение. Семинары прозы, поэзии и детлита успешно веду на фестивалях, когда приглашают. Но уже пять лет занимаюсь именно с литературно одарёнными детьми. Это позволяет мне самой в чём-то оставаться ребёнком, сохранить свежесть восприятия мира, радоваться и удивляться ему, несмотря на мои 44 годика и всякие взрослые бяки.

– Расскажи немного о своей книге «Стихосётр». О чём она? Как родилось такое название? А то когда-нибудь, глядишь, и до «Царь-книги» дело дойдёт, памятуя о созвучном произведении Виктора Астафьева, на родине которого (и на моей заодно) ты уже успела побывать.
– Слово пришло, точнее приплыло, само – в одно из стихотворений. И сразу стало ясно, что таким будет название книги. Весь 2019 год я писала примерно по два или три стихотворения в день. Но в книгу вошла лишь малая часть, в основном любовная лирика. Остальное лежит в столе.

– Завершим интервью традиционным вопросом. Какие три книги или произведения из недавно тобой прочитанных порекомендуешь другим?
– Всякий кулик своё болото хвалит, а потому я посоветую почитать Александра Левитова. Начните с его рассказа «Сапожник Шкурлан», продолжите «Степной дорогой ночью» и «Степной дорогой днём». И когда вам после этого неудержимо захочется побывать на липецкой земле, подавайте свои стихи, рассказы и произведения для детей на следующий сезон Международной литературной премии имени Александра Левитова. Приём заявок проходит ежегодно с 1 декабря по 15 февраля. Сайт премии: levitovfest.ru. Группа в ВК: vk.com/levitovfest.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать