«Нити» Алёны Белоусенко

литература

Книга Алёны Белоусенко, увидевшая свет благодаря библиотеке «Новое имя» Союза писателей России, состоит из восьми рассказов. Все они посвящены человеческим взаимоотношениям. В основном семейным и – гораздо реже – дружеским. Таким до боли знакомым каждому читателю, но всё равно непонятным, сколько на свете ни живи. И эти отношения, как хаотично перемешанные из разных клубков нитки, распутывать и распутывать, покуда терпения хватит. Неспроста в рассказе «Нити», давшем название книге в целом, автор замечает: «Все семьи похожи друг на друга – неизбежное несчастье».

И, действительно, крайне тяжело отыскать счастливых персонажей в тонюсеньком, всего на 96 страниц, литературно-художественном издании. Даже если они и попадаются на глаза особо въедливому, всюду выискивающему позитив читателю, то сами своего счастья, очевидно, не осознают. Напротив, герои рассказов Алёны Белоусенко в разы чаще испытывают чувство стыда или вины, в лучшем случае – предначертанного свыше долга. А проблески радости быстро гаснут под натиском опостылевшей рутины, быта, после чего в мозгу кто-то, словно назло, начинает настойчиво и предательски дёргать за нити воспоминаний о былых и нереализованных мечтах. Особенно горько и обидно за детей, недополучающих любви и ласки от близких людей. В этом смыслу автору, имеющему задатки весьма неплохого психолога, удалось не просто высказать всю накопившуюся боль, но и донести её до других – прямиком по назначению.
Портретам в книге уделяется не так много внимания, как эмоциям, переживаниям, размышлениям. Что смело можно называть отличительной чертой творчества уроженки Тверской области: «Всё в лице Ани улыбалось – начиная с глаз и заканчивая маленькими морщинками. И эта улыбка смотрелась кротко и в то же время непроницаемо» («Сны»); «Он почувствовал тоску, какую переживают родители по оставленному ребёнку. Захотелось раскрыться и раскрыть его, дать ему выкричаться, выплакаться, высказаться» («Куколка»); «Что во мне главным образом плохого? А то, что главным образом ничего хорошего и нет. Я никогда не изменял своей жене. Но уверен, что при возможности сделаю это» («Стакан молока»).
А ещё, читая такую прозу, погружаешься в мифологию, периодически начиная даже аллегориями мыслить, что неизбежно после встреч с Мойрами, Тритонами и т.д. Понять внутренний мир персонажей это нисколько не помогает, зато качество литературы улучшает. Ко всему прочему позволяет списать происходящую со всеми нами чертовщину и несуразицу на нечто потустороннее, к человеческой воле отношение нисколько не имеющее.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать