«Последний паром» Валерия Сурова

литература

«Последний паром», под стать своему названию, замыкает второй том антологии «Рассказы ленинградских писателей», которая была составлена Леонардом Емельяновым и вышла в Лениздате в 1989 году. Произведение Валерия Сурова зиждется на ожидании. Ключевые персонажи рассказа жаждут попасть на вечерний паром, чтобы переправиться на противоположный берег Вятки, и постепенно теряют терпение. Тысячи других людей, чьи образы остаётся лишь рисовать себе в уме, грезят о бетонном автомобильном мосте, уже давно строящемся в нескольких километрах от дебаркадера. Наконец, читателю страсть как интересно, чем всё закончится.

Не дожидаются своего только первые из упомянутых. Правда, это не повод относить их к числу пострадавших. Да, людям – с разными темпераментами и взглядами на жизнь – пришлось заночевать под открытым небом. Но сколько же умных мыслей приходит в голову, когда прикорнёшь на лоне природы («Прекрасна ночь в средней полосе, у реки! Тепло, сухо. Звёзды ярко горят. Тугой туман крадётся из кустов, пластается над тёмной водой, и кажется, что должно что-то произойти чудесное») и хоть ненадолго переключишь внимание с забот и тревог на… водяных и русалок, возникающих в твоём затуманенном сознании.
Считаных часов достаточно для того, чтоб одни разубедили себя в вездесущем беспорядке, а иные всерьёз задумались, к примеру, о человеческих инстинктах. «Минет пылинка времени – и не станет нас, и погаснут звёзды», – кумекает рассказчик, обозлённый на подругу, которая не захотела жить в квартире его матери в другом городе и предпочла собственную комнатушку. Тут уж какие плотины ни городи, намереваясь остановить ручеёк ретивой и не шибко желанной мысли, а всё равно не получится вечно нестись по круглой земле неизвестно куда и зачем, лишь бы подальше.
Мотив прощения, а вместе с ним и перерождения, играет важнейшую роль в рассказе. Однако «Последний паром» запоминается не только ценным содержанием, но и эффектной формой. Так, речи персонажей кратки, иногда обрывисты и подчёркнуто эмоциональны. В то же время Валерий Суров «стелет» витиевато, красиво и при этом неспешно, будто бы создавая обстановку и характеры при попутном их изучении. Читатель принимает правила игры и, втянувшись в неё, поневоле сожалеет, когда преодолевает заключительный раунд-абзац. А ведь продолжение более чем возможно – в уме того, кто отложил книгу в сторону и сам не заметил, как начал преодолевать переправы между прошлым и будущим в поисках, вероятно, последнего парома к многоликому и не всегда очевидному счастью.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать