«По длинному коридору общежития» Анатолия Прядкина

литература

Анатолий Прядкин, участвовавший в строительстве города Ступино, больше известен как житель Каширы, хотя родился на Кубани. Сборник его избранных произведений, включая не только прозу, но и поэзию, на которой внимание заострять не стану, удалось издать в 2020 году благодаря неравнодушным землякам. Причём название максимально точно отражает не только содержание толстенной книжки, но и сам жизненный путь автора. Путь достаточно длинный, с множеством дверей, которые то открывались, то закрывались перед неутомимым трудягой и наблюдательным писателем в одном лице. А уж общежитские будни Анатолия Прядкина – тема для отдельного разговора.

В книге, где понятие общежития обретает более широкие рамки, нежели просто набитое людьми невзрачное здание с десятками комнатушек, преобладают сельские, каширские, цыганские, послевоенные истории. Причём воедино они сплетены умело и оправданно, а не как абсолютно инородные тела. Автор немало писал о тех, кому земля «не мачеха какая», а также о тех, у кого всё ещё было впереди или, напротив, многое позади, но без каких-либо сожалений о прошлом и уж тем более без отчаяния.
Не остаётся незамеченным почти идеальный авторский язык – без примитива и излишеств. Также невозможно не узреть и душевное, максимально доброе отношение Прядкина к каждому из своих персонажей, какими бы нескладными или упрямыми они порой ни казались. Хотя в авторской прозе куда чаще царят стеснение и неловкость, говорящие об искренности чувств, а не о показушности. Хороши в этом смысле рассказы «А я знаю…», «В степи», «Звезда над ёлкой», «Святой грешник».
Герои книги чаще всего романтичны и склонны к перемене мест, но личное счастье для них неразрывно связано со светлым будущим родной страны. Так, в рассказе «Голубые города» персонажи, частично раскрывающие тему разнополой дружбы, мечтают о суровом Заполярье. «Счастливая Марфа» пытается убедить в том, что в техногенный век на селе да на земле гораздо спокойнее и сытнее, чем в Штатах, бежать в которые себе дороже (рассказ, между прочим, 2008 года, но и спустя 15 лет выглядит как никогда актуально). В свою очередь, «Седые дубы» напоминают не только о необходимости отдавать долги малой родине, но и о том, что «мудрость в красоте не очень-то нуждается».
Волновал Анатолия Прядкина и русский характер. Отчётливо это видно в «Красном арбузе», где автор – устами персонажей – повествует о тщетных попытках сломить волю и веру своих соотечественников, а уж тем более – торговать их землёй. Нельзя обойти стороной и «Горько!», где мужик профукал любовь из-за собственной нерешительности. «В таких делах надо действовать смело», – говорит простофиле его лучший друг, как раз и уведший «чужую» женщину. Иными словами, кто первым встал, того и тапки (а то и куда более серьёзный куш). Своеобразен рассказ «Лаборемус», пропагандирующий труд как радость, а не как банальную необходимость заработать деньжат. В этом смысле «Наедине с собой» наверняка приглянется творческим коллегам Прядкина, потому что даёт понять, как именно люди становятся писателями. Или же – почему не становятся ими в принципе.
О причинах возникновения цыганского цикла рассказов, которые, повторюсь, органично вписались в книгу, можно узнать в разделе очерков и эссе. Особое внимание на себя обращают «Подкова» и «Солнечный удар». Первая – о том, что каждый человеческий шаг предначертан свыше, хотя счастье зачастую и не разглядишь сразу. Ведь не всё то золото, что блестит, и не всё то горе, что пепелищем оборачивается. Второй же – о светлых и непреодолимых чувствах цыганёнка к русской, в чём, если рассуждать философски, нет ничего трагического, ибо любовь всё равно всегда слепа.
Не менее слепо любил своё Отечество и Анатолий Прядкин, долгое время не получавший взамен почти ничего стоящего. Благо каширяне не забыли талантливого и трудолюбивого земляка, и книга «По длинному коридору общежития» стала не только памятью об авторе, но и большим подарком для всех ценителей качественной и патриотической литературы.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать