«Милая Мила» Натальи Веселовой

литература

Характеризовать литературное произведение словом из его же названия если не глупо, то примитивно. Однако повесть петербурженки Натальи Веселовой и впрямь невероятно милая. При этом трогательное описание отношений бабушки Ляли и живущей с ней Милы слегка огорчает совершенно неправдоподобной концовкой. Впрочем, мало кто посмеет осудить находчивого автора за весьма неоднозначный вымысел. А всё благодаря сумасшедшему – в семантическом плане – повороту, позволяющему читателям наконец-то понять, что же за Мила такая странная жила с одинокой женщиной, придавая ей сил и заодно приближая к осуществлению давней мечты.

Два десятка страниц уходит на то, чтобы выстроить ряд предположений. Мила, однажды брошенная другими людьми, воспринимается как девчушка с ограниченными возможностями здоровья: не то с ДЦП, не то с аутизмом, не то с синдромом Дауна. Всё звуки непонятные издаёт. Ещё и на улицу никогда не выходит, а ежели и порывается, то получает по попе от бабушки. Все вокруг считают Милу уродливой. Зато приятно обалдевают от её глаз: ведь в них и красота, и доброта, и навалом ума, коему позавидовали бы некоторые взрослые. Мила любит бабушку и не хочет её огорчать, да только сама нуждается в постоянном уходе и заботе. Благо Наталья Веселова раскроет тайну своей загадочной героини, а высокая степень внезапного читательского удивления быстро спадёт под напором мыслей, дескать, как можно было раньше не догадаться. Всё гениальное и впрямь-таки просто.
«Милая Мила» хороша не только «загадками сфинкса». Остальные персонажи достойны не меньшего внимания, несмотря на их, скажем так, обыкновенность. Ляля и её друг Дима – это люди с простыми желаниями и типичными слабостями, успевшие в былые годы нагрешить и впоследствии раскаяться, отныне ищущие понимания и нежности, а не огненной страсти и лёгкой наживы. Не обходится в повести и без антагониста, который знаком Миле как некий Ублюдок.
Несмотря на надуманность кульминационной сцены, не говоря уже о явном переборе с многоточиями, что ближе к вопросу о вкусовщине, произведение кажется почти идеальным. Даже олицетворения, считающиеся этаким бичом начинающих литераторов (Наталья Веселова к ним не относится), в «Милой Миле» выглядят не только обоснованными, но и занимательными.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и вероятную экранизацию. Прочитав повесть, кто-нибудь наверняка возразит. И сошлётся на то, что в кино исчезнет потрясающий эффект тайны. Однако главную героиню можно долгое время оставлять за кадром, смотря её же глазами на окружающую обстановку, а в определённых моментах прибегать к помощи рассказчика. Пожалуй, неплохо бы вышло. Хотя бы в формате короткометражки.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать