«Дыра»: когда свобода ближе некуда

кино

Мне как большому поклоннику фильмов о тюрьмах и заключённых стыдно за то, что по сей день ничего не слышал об этой чёрно-белой итало-французской драме и, как следствие, не видел её. Режиссёр картины Жак Беккер, скончавшийся через считанные дни после съёмок, искал непрофессиональных актёров, а потому для многих роли в «Дыре» стали первыми в карьере. Для Жана Кероди, сыгравшего Ролана, – вообще единственная. Но он выделяется из общего ряда не столько этим, сколько своими бывшими побегами, один из которых и лёг в основу фильма, воссозданного по событиям примерно десятилетней – на тот момент – давности.

Глядя на квинтет сокамерников, ни за что не скажешь, что их играют любители. Марк Мишель (Гаспар) и Раймон Мёнье (Монсеньор) донельзя хороши, а Филипп Леруа (Маню) и Мишель Константен (Жо) превосходны. Более того, последний из них – журналист, семикратный чемпион Франции по волейболу и капитан национальной сборной (Мишель Константен – псевдоним Константина Хохлова). Уже это достойно того, чтобы своими глазами увидеть, как состоявшийся в нескольких сферах человек сделал первый шаг в кино и превратился в незаменимого и популярного актёра.
Благодаря изумительной операторской работе «Дыра» (1960 г.) превосходит в качестве многие современные картины аналогичной тематики. В плюс идут и некоторые сцены, снятые живьём, с натуры, без каких-либо эффектов и мухлежа. В частности, то, как потенциальные беглецы долбят пол и стены. С другой стороны, слишком уж долго зэкам везёт. Да и сами они неправдоподобно чистенькие и вылизанные, а надзиратели и руководство тюрьмы – на удивление добренькие и простодушные, правда, до поры до времени.
Фильмы былых времён грешат предсказуемостью. В этом смысле «Дыра» тоже приятно удивляет. По завершении просмотра голова зрителя начинает разрываться от предположений: а что, если бы криминальный квартет не посвящал нового сокамерника в свои планы; а что, если бы те двое всё же прыгнули в такси; а что, если бы кто-то был более недоверчивым и закрыл глаза на комплименты о своей образованности и любезности… И хотя картина длится чуть дольше двух часов, ощущения затянутости не возникает, а после титров понимаешь, что когда-нибудь обязательно пересмотришь этот шедевр ещё раз.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать