В 2019 году посёлок Мурино, бывший до 1996-го селом, предсказуемо получил статус города. На переход в самую тяжёлую весовую категорию повлияло, пускай даже спустя десятилетия, строительство там станции метро – первой и до сих пор единственной на всей территории Ленинградской области. Сегодня этот остановочный пункт называется Девяткино, хотя изначально был известен как Комсомольская. Вокруг спуска в подземку постепенно вырастали жилые высотки, в том числе и по другую сторону железной дороги, тоже проходящей через Мурино. Бывший пустырь всё больше напоминал подобие муравейника, и теперь от количества возвышающихся там новостроек ощутимо рябит в глазах. Причём многие из домов, несмотря на различную этажность и цветовую гамму, до ужаса похожи друг на друга, всерьёз давя на людей, ощущающих себя снующими в толпе букашками.
Первые этажи нелепых высоток сплошь и рядом отданы под магазины, бары, кафе, парикмахерские, аптеки и тому подобное. А вот по-настоящему крупного торгово-развлекательного центра, где можно было бы устроить многочасовой шопинг, в городе до сих пор нет. Как нет и мест для того, чтобы посмотреть спектакли или киноновинки. Количество школ, детских садов и игровых площадок постепенно увеличивается, но всё-таки не успевает закрывать все потребности растущего как на дрожжах населения, численность которого уже вывела Мурино на первое место среди всех городов региона. Ранее по этому показателю в Ленобласти лидировала Гатчина, куда, к слову, не так давно переехала областная администрация.
Даже в посёлке Бугры, который в последнее время расширяется не менее стремительными темпами и уже упирается в Мурино (разделяет их лишь автодорога), есть ледовый дворец. В Мурине же делают очевидную ставку на гигантские жилые дома, учитывая сохраняющийся спрос на квартиры и возможность заработать на этом. Будто бы закрывая глаза на весьма сомнительную инфраструктуру и очевидную тесноту, люди – в основном из числа «понаехавших» – охотно приобретают жильё в непосредственной близости к метро и кольцевой автодороге, за которой начинается притягательный для многих Санкт-Петербург.
Именно там, в Северной столице, большинство муринцев работает и отдыхает, а дома, по сути, просто ночует. Впрочем, добраться до этого самого дома наземным транспортом ещё с десяток лет назад было крайне тяжело из-за так называемого бутылочного горлышка на въезде в тогдашний посёлок. Благо дорожные вопросы решают, хоть и не столь быстрыми темпами, как того хотелось бы новоиспечённым горожанам, по собственной воле залезшим в такое место.
Неудивительно, что достопримечательностями Мурино не отличается. В новой части города и вовсе нечего выделить, кроме двух памятников: «Сон Менделеева», что на бульваре имени упомянутого учёного, и «Авиаторам Балтики» – неподалёку от деревни Лаврики. По другую сторону стальной магистрали, в старой части населённого пункта с протекающей через неё реку Охту, где уже не приходится говорить о какой-либо геометрии улиц, местами ещё можно увидеть частные постройки и несколько панельных пятиэтажек советских времён, но от метро они далековато. Там же, рядом с кладбищем, находятся церкви и часовня. Есть какие-никакие зелёные зоны – в отличие от новой части города. Правда, главной муринской «достопримечательностью» сами жители величают производственное предприятие по переработке кофе и цикория, отравляющее воздух и вынуждающее многих горожан жить с закрытыми окнами, дабы не задохнуться от неописуемой вони.
Степан РАТНИКОВ.