Двухчасовую постановку Григория Дитятковского, в основу которой легли труды неподражаемого Михаила Жванецкого, сложно назвать спектаклем в общепринятом понимании. Это скорее похоже на сценический альманах, состоящий из нескольких историй, по сюжету не связанных друг с другом напрямую. И если зритель жаждет побольше узнать об отношениях полов, причём под разными углами, ещё и с искромётным юмором, но без примитивной морали, то несомненный шедевр в исполнении артистов Санкт-Петербургского академического драматического театра имени Комиссаржевской обязателен для просмотра.
Само название – «В осколках собственного счастья» – подразумевает нечто исчезнувшее, улетучившееся. Было счастье, да разбилось. Жил человек, а вот и помирать время подошло. Миниатюры подобраны под стать общему замыслу. Персонажи много рассуждают о времени: ожиданиях, опозданиях, спешке. Пытаются понять, что же лучше: весело, но неправильно, в ущерб другим (тему выпивки, бесспорно, не обошли стороной), или всё-таки скучно, но по уму, без вреда для окружающих. Синица в руках представляется более выгодным вариантом, нежели журавль в небе, но лишь до поры до времени. А времени этого очень мало. И оно не прибавляется – наоборот-таки. Поэтому многие и хватают всё, что можно ухватить, даже не задумываясь, зачем оно вообще нужно. Пускай будет. Разберёмся позднее. Если на это останется… время.
Впрочем, не одними лишь смыслами живёт спектакль. Хорош и финальный театр теней – краткосрочный, мимолётный, но запоминающийся. Немножко музыки тоже присутствует – не всегда живой, но неизменно оживляющей. Есть и танцы – милые, забавные и всякий раз душевные, будь то виртуозные па массивного Егора Бакулина или же зажигательный пляс в исполнении убелённого сединами Георгия Корольчука.
К слову, зрителей тоже активно привлекают к участию. Правда, не посредством вызова на сцену. Вполне достаточно смеха и аплодисментов, искусно вытягиваемых из зала в нужном количестве, в чём особенно преуспевает Евгения Игумнова. И если некоторые постановки можно смело называть семейными, то «В осколках собственного счастья» имеет налёт дружественности и сопричастности. Оттого-то и уходишь домой как после встречи со старыми добрыми знакомыми, коих давненько не видел, но которые всего за пару часов смогли рассказать тебе обо всех своих радостях и горестях, пережитых за последнее время, а ты их прекрасно понял и не осудил.
Степан РАТНИКОВ.