«Бабушка и внучка» Наталии Фирсовой

литература

Книгу в некоторой степени можно сравнить с антологией, куда вошли произведения разных авторов об одном и том же персонаже – Наталии Фирсовой. Большую часть текстов она сама и создала, а остальное принадлежит перу её знакомых или родных. Получилось необычное сочетание мемуаров со стихами, написанными в основном мужьями автора, с очерками, притчами, а также с цитатами из романов, статей и не только. Присутствуют даже рисунки нескольких художников, будь то тематические иллюстрации или же портреты героев. Где-то отчётливо видна связь между условными главами, а где-то возникает если не инородный, то явно обособленный элемент. Неспроста Наталия Фирсова назвала личное 384-страничное творение «композицией», ибо ни к какому известному литературному жанру «Бабушка и внучка» напрямую не относится.

Чем книга интересна в первую очередь, так это частично воссозданной историей рода Фирсовых – потомков греческого священнослужителя по фамилии Фтирс, приехавшего в Россию по церковной линии. Автор детально описывает жизнь собственной бабушки Аси, постепенно – от главы к главе – подбираясь к дням нынешним и «превращаясь» из любимой внучки в любящую бабушку внучек-двойняшек. Причём не обходит стороной многочисленные браки: свои и чужие, счастливые и неудачные, состоявшиеся и не свершившиеся. Показана даже пронесённая через полвека любовь мужчины к женщине, которая раз за разом выходила за других, а в старости согласилась-таки на очередное предложение терпеливого однолюба, но… умерла невестой.
Не всё гладко было и в жизни главной героини. Перед читателем она предстаёт под разными именами, но в неизменно утончённых и вдохновляющих образах, в чём-то даже магических, учитывая её воспоминания о своих депутатских буднях в Петросовете. Первый муж Наталии Фирсовой описан так: «Сердцем он любит жену, с сыном он нежен весьма, телом всегда в казино». Второй же супруг, придерживавшийся старообрядчества, принял чужого ребёнка как родного, а со временем даже подружился с пленником азарта.
Впрочем, не родственниками едиными населена книга. Нашлось на её страницах место и для животных – кота Базилио и пса Бакса, взятых в дом понапрасну (учитывая первопричину). Немало внимания уделено и многочисленным гостям так называемого салона на Кирочной улице Санкт-Петербурга, где я и сам, к слову, смог побывать в мае 2024-го. Почему «так называемого»? Потому что речь о просторной квартире многоликой героини, где творческие люди тогда ещё Ленинграда собирались вместе на протяжении не одного десятилетия. Собирались ради обсуждений, чтений, восхищений, прослушиваний, воспеваний и, куда уж без этого, возлияний. Потому-то отлично вписалась в литературную композицию подборка светских историй о куртуазной жизни. Это иронические миниатюры, юморески, нередко похожие друг на друга по замыслу.
Авторский язык в принципе не удивляет. Повсюду – простейшие предложения с большим количеством лексических повторов. Из выразительно-образных средств – лишь эпитеты. Но выглядит всё, тем не менее, стройно и симпатично. Чего не всегда скажешь о публицистических трудах или дневниковых записях.
Вместе с тем заключительный блок композиции – «В гостях у ангелов» – уже воистину прекрасен. Благодаря внезапному преображению Наталии Фирсовой, будто бы пробующей себя в роли филологически подкованного историка, экскурсовода и философа, читатель оказывается в Ницце, Риме, Ватикане и других местах, путешествуя почти взаправду, а не сугубо мысленно. С одной стороны, это уже не о бабушках с внучками. Однако в книге было многовато всего о подвигах, тяготах, ошибках и разочарованиях. И в некотором смысле сказочная концовка (с появлением Буратино и Мальвины) удачно сгладила острые углы, если кто-то вообще успел на них наткнуться.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать