В середине декабря 2024-го награждали лауреатов Национальной литературной премии «Слово», учреждённой всего несколько месяцев назад. В номинации «Мастер. Поэзия» полуфиналистом довелось стать шекснинскому укротителю рифм Николаю Дегтерёву – с рукописью «Циферблат». С ней же он чуть ранее попал в шорт-лист Волошинского конкурса. При этом поэтическими подвигами Николай не ограничивается. В течение упомянутого года его фамилия значилась в числе финалистов двух всероссийских конкурсов современной прозы – «Всё впереди» и «Все счастливые семьи…». Кроме того, весной 2023-го мы вместе были на церемонии награждения лауреатов премии «В поисках правды и справедливости», где первое место в номинации «Молодая проза России» занял именно Дегтерёв – с автобиографической повестью «Мир, родина, я». И вот настал момент для более обстоятельной и душевной беседы с коллегой по литературному цеху.
– Николай, легко ли быть писателем, живущим не в городе? Хотя бы иногда чувствуешь себя оторванным от определённого ряда благ цивилизации? Сказывается ли это на твоём творчестве?
– Я человек не деревенский и не городской, для меня посёлок – идеальное место обитания. Если говорить о благах цивилизации, то они почти те же, что и в городе. Иногда только ощущается некоторый недостаток культурных мероприятий, мест, где можно «выйти в общество». Но едва ли это сказывается на творчестве. Думаю, на творчество вообще (и на моё в частности) куда больше влияют другие вещи. Я учился и жил в Москве – и не ощущал, что творить там было лучше или хуже, чем в Шексне.
– На самом деле Шексна очень часто, по моим наблюдениям, фигурирует в литературных сводках федерального значения. Это говорит о наличии огромного количества сильных авторов в вашем посёлке? Или же является следствием качественного продвижения со стороны заинтересованных лиц, которым важно, чтобы их населённый пункт постоянно был на слуху?
– Сильные авторы в Шексне действительно есть. Прежде всего это, конечно, Григорий Шувалов, который, правда, перебрался в Москву. Есть хорошие поэты – Олеся Береговая и Артём Бабичев. Вообще, мне кажется, у нас ни в литературоведении, ни в критике не исследован до конца феномен «местной» литературы. Понятно почему: обычно на «местах» творят самодеятельные авторы, которые с собственно литературной точки зрения довольно слабы. Но я замечал, что почти в каждом посёлке или небольшом городке Вологодской области есть свои жемчужины, которые изучаются в основном только на краеведческом уровне. Литературоведческий анализ феномена «местной» – самодеятельной – литературы был бы, на мой взгляд, интересен. Шексна (во всяком случае, молодое поколение шекснинских авторов) очень многим обязана одному человеку. Это Галина Николаевна Дубинина. Именно её стараниями в начале 2000-х здесь было создано литобъединение, а многие молодые авторы поступили, в частности, в Литературный институт. Значение Галины Николаевны как организатора литпроцесса в Шексне трудно переоценить.
– С недавних пор по стране пошла волна так называемой новой деревенской прозы. Можешь, учитывая свою прописку, хотя бы с натяжкой отнести себя к этому течению?
– Вот к чему точно не могу себя отнести, так это к деревенской прозе. Даже, думаю, и в будущем. Шексна – всё-таки посёлок городского типа и входит в пятёрку самых крупных населённых пунктов Вологодской области. Я не жил в деревне – ну, разве что урывками. Да и по воспитанию совсем не деревенский человек. Мне деревня в общем-то не близка. Поэтому к представителям упомянутого течения я себя точно не отношу.
– Изначально я слышал о тебе исключительно как о поэте. О твоей прозе узнал только весной 2023 года, когда ты стал победителем литературной премии «В поисках правды и справедливости». Повесть «Мир, родина, я» – это исключение из правил, так сказать, поэтическая пауза? Или же пересмотр творческих приоритетов? Замечаешь ли за собой попытки усидеть на двух стульях?
– «Лета к презренной прозе клонят», как сказал поэт. С возрастом я стал ощущать, что в прозе можно сказать больше и точнее. При этом в последние годы у меня практически не возникает поэтических пауз. Я достаточно много пишу и стихов, и прозы, и даже есть попытки что-то делать в литературоведении и критике. Так что тут речь даже не о двух, а о трёх или четырёх стульях. Правда, не воспринимаю это как попытку усидеть на всём сразу. Скорее думаю о себе как о литераторе в широком смысле, то есть вообще о человеке, который занимается литературой, а уж в каком качестве – дело второстепенное. И, конечно, не думаю о себе как о поэте: в России, мне кажется, это слишком высокое звание, чтобы его к себе применять (во всяком случае, применять без каких-то оговорок).
– В последнее время твоя фамилия с завидным постоянством мелькает в длинных и коротких списках различных конкурсов и премий, включая только-только учреждённую – «Слово». Как сам считаешь, чего не хватает для побед? Или, наоборот, благодаря чему нередко оказываешься в поле зрения членов жюри?
– Хочется верить, что жюри меня замечает из-за качества моих текстов. В последние годы я, кажется, стал писать лучше. Что касается побед, то литература – это всё-таки не спорт (его тоже люблю, но сейчас в большей степени ностальгически). Победить бывает приятно. Однако для меня участие в конкурсах и премиях – это скорее способ попасться на глаза, заявить о себе, а не выиграть во что бы то ни стало. Ну, и заодно таким косвенным способом можно проверить свой уровень: если включают в списки – значит, в моих писаниях что-то есть.
– Летом 2023-го ты завёл блог в социальной сети «ВКонтакте». Причём блог без конкретной тематики – «Дегтерёв и всякое такое». Зачем он нужен, ещё и в откровенно неупакованном виде? Ведь многим твоим коллегам по перу вполне достаточно авторской странички.
– На самом деле это было спонтанное решение: путь от идеи создания блога до её реализации занял секунд двадцать. Просто в друзьях в ВК очень много людей, которые знают меня как другана по детским играм, как бывшего шекснинского футболиста. И им мои литературные высказывания или попросту не нужны, или даже вызывают некоторое недоумение, дескать, это ж Колян, чего он такое странное пишет? Поэтому я решил: лучше создам блог и буду писать туда лишь для тех, кому интересно. А не упакован он именно потому, что не было цели давать какую-то определённую тематику. Это своего рода дневник, где есть и стихи, и рассуждения о прочитанных книгах, и размышления о вечных вопросах, и юмор. В общем, всё то, чем я живу. И мне не хотелось бы как-то отделять одно от другого, разделять себя.
– Каково быть писателем при наличии детей и работы? Откуда берёшь время и силы для создания новых текстов? Не говоря уже о твоём участии в творческих мероприятиях, за которые, к сожалению, не платят.
– Семьи как таковой не имею. Дети живут далеко от меня. В этом смысле мне как писателю проще. Творчеству больше мешает работа (впрочем, куда без неё). Поэтому время и силы на сочинение выделяются по остаточному принципу. Если смотреть по существу (по расходу времени и сил), то создание текстов – своего рода досуг, хобби. Но оно для меня гораздо важнее работы. Идеальной была бы ситуация, когда хобби и работу удалось бы совместить, хотя я боюсь, что это нечто из области мечтаний. В мероприятиях участвую не так часто. Это тоже своего рода плюс, вытекающий из минуса, коим является острый дефицит литературных событий в Шексне: меня не дёргают в Вологду и Череповец, потому как знают, насколько трудно бывает доехать, что нужно брать отгул и так далее. Да и вообще я не тусовщик, к многим мероприятиям отношусь со скепсисом. Мне нравится писать, а не участником литературного процесса быть.
– Кстати, о фестивалях, семинарах, совещаниях. Какой совет тебе – в качестве эксперта или члена жюри – чаще всего приходится давать начинающим авторам?
– Чаще всего – довольно банальный: больше читать. Правда, также необходимо пояснять, что именно и как читать. Культура чтения меняется, выпуск литературной продукции увеличивается, и упомянутый совет – просто «больше читать» – уже не работает. Традиции, на мой взгляд, должны передаваться не только в писательстве, но и в чтении. А основные советы, конечно, касаются довольно очевидных вещей: ритма, рифмы, вообще фонетики, логических неувязок. У начинающих авторов проблемы, как правило, именно в этом.
– Без кого и без чего ты сам никогда бы не состоялся как литератор?
– Если говорить о людях, то – без Галины Дубининой (по уже названным ранее причинам), Ольги Фокиной, от которой я получил первое серьёзное (и, надо сказать, довольно жёсткое, хотя и очень деликатное) боевое крещение в литературе, и без Игоря Волгина, моего мастера в Литинституте, общение в чьём семинаре вообще сформировало меня и как литератора, и как культурного человека. К обстоятельствам отнесу знакомства с этими людьми и, конечно, попадание в Литинститут.
– Наконец, уже по традиции, спрошу о самых интересных книгах или произведениях, которые ты прочитал за последние лет пять. Кто и чем тебе запомнился? Почему этих авторов следует прочитать и другим людям?
– Недавним открытием для меня стал современный немецкий философ корейского происхождения Бён Чхоль Хан. Это такой сплав философии и психологии (без психологии никуда, потому что она стала фактически религией современного мира). Причём он пишет о довольно сложных и злободневных вещах, одновременно оставаясь и понятным, и академичным, и очень глубоким. Его – однозначно рекомендую всем. Как раз примерно пять лет назад я открыл для себя писателя, который наверняка уже всеми давно открыт. Это Дмитрий Галковский и его «Бесконечный тупик», а также авторская страничка в ЖЖ. Отношение к нему двоякое: он и завораживает, и отталкивает одновременно. Вообще сам его стиль и идеи чрезвычайно «приставучи». Это для тех, кто любит всякие интеллектуальные провокации, но глубокие, спорные и очень интересные. Были у меня открытия и в поэзии. Например, Валерий Котеленец. Если же говорить о нашей – вологодской – литературе, то прежде всего это Павел Широглазов.
Степан РАТНИКОВ.