«Первая скрипка весны» Анны Ревякиной

литература

Мы живём в мире, где почти каждый человек погружён исключительно в личные заботы и проблемки, которые порой и значимыми-то нельзя назвать. Откликаться на чужие беды в разы тяжелее, чем зацикливаться на собственных. Своя рубаха ближе к телу. И если самим не доводилось ранее пережить то, что прямо сейчас происходит с кем-то другим, то и подавно ему не посочувствуешь с максимальной искренностью. Даже кашляющей малышке, с трудом произносящей слова, не всегда удаётся растопить людские сердца, успевшие окаменеть от повсеместного равнодушия. Но насколько сердобольными и отзывчивыми были родители таких вот детей, пока в их обустроенные тихие дома не нагрянули всякого рода напасти?..

Сказка-быль «Первая скрипка весны», написанная известной донецкой поэтессой (!) Анной Ревякиной и опубликованная в двух июньских номерах «Литературной газеты» за 2024 год, даёт понять: лечат отнюдь не деньги и не медикаменты, а по-весеннему тёплое людское отношение и внимание. Этому в университетах не учат – ни в медицинских, ни в каких иных. И даже скрипач-любитель, думающий не о деньгах, а о слушателях, способен на более существенные подвиги (или вовсе чудеса), нежели титулованный укротитель десятка музыкальных инструментов, обожающий лишь себя в искусстве.
В какой-то момент читателю кажется, будто бы хворающая девочка и её многострадальная мать тоже не особо интересуются окружающим миром и чьими-то судьбами: «Васенька думала о том, что у неё самая красивая и добрая на свете мама. Мама Аня думала о том, что у неё самая красивая и добрая на свете дочка». Вроде бы всё как у всех: банальное обитание в своём мыльном пузыре, а что за его тонюсенькими стенками – неважно. Однако родительница, привыкшая жить без света и воды в городе Миллиона Роз, где из-за войны «каждый день может стать последним», не смеет ни плакать при дочери, ни искать виновных в её нелёгкой судьбе. Василиса же удивляет тем, что ценит не только исцеляющую музыку, но и того, кто рождает удивительные звуки.
Что касается других персонажей, впоследствии узнающих о скрипаче-кудеснике, то их заинтересованность находится в ином векторе. Впору рассуждать о разнице между ценой и ценностью. Читатель ловит себя на этой мысли ближе к концовке, ибо, согласно авторской задумке, всему – хоть прозрению, хоть излечению – своё время. В отличие от весны, которая уже в середине января может выйти из спячки и сразу начать «распоряжаться, словно она здесь единственная хозяйка на все времена».
Под той весенней личиной немудрено разглядеть Россию, нагрянувшую на якобы чужую территорию и якобы не очень надолго. Но сомнения в том, кто же истинный хозяин тех земель, вмиг улетучиваются, стоит лишь русскому герою с условным позывным «Скрипач» расчехлить СВОё музыкальное орудие. Оно способно уничтожить любую, даже самую въедливую заразу, что так долго радовала многих заблудших, которые не нуждались в непривычных звуках, вносящих дисгармонию и режущих слух. И вот тогда-то весна – женщина ветреная и красивая – навсегда останется там, где её тонкая чистая мелодия полюбилась прежде глуховатым обитателям.
Кстати, первая половина глав сказки-были диссонирует со второй. Анна Ревякина постепенно упрощает язык произведения, оставляя на поле боя простейшие предложения. Читать «Первую скрипку весны» становится в разы легче. Вместе с тем малышка Васенька предсказуемо идёт на поправку, а мёртвая ветка даёт росток, что опять-таки рождает аналогии с неизбежным победным исходом спецоперации на Донбассе. Нам же остаётся только следовать за мелодией, ведущей «к тому самому окну, в котором круглый год цветёт алая роза долгожданного мира», и загадать сокровенное желание.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать