«Тимофей с Холопьей улицы» Бориса Изюмского

литература

Мой переезд в Новгородскую область начался с прочтения исторической повести о том, что происходило здесь в XIII веке. Яркую окраску художественному произведению придаёт афористичный и образный язык (например, о громком расхваливании никуда не годного товара: «Худое колесо всегда больше скрипит»), над чем Борис Изюмский потрудился знатно. Автор, очевидно, перелопатил уйму архивных документов и публикаций, благодаря чему досконально, не без помощи архаизмов, описал те неведомые современникам события – с возможностью разглядеть их едва ли не под микроскопом.

«Тимофей с Холопьей улицы» – повесть, воспевающая мощь, непобедимость народного духа и одновременно прославляющая старинный город. Детинец, Софийский собор, река Волхов, озеро Ильмень и другие места, по сей день притягательные для туристов, предстают как живые. Читатель мысленно прогуливается по тамошним улочкам и даже слышит их: «Яснее всего в шуме новгородского Торга проступал голос железа – самый сильный голос города. <…> Ух, силён, славен Господин Великий Новгород». А яркие образы положительных и отрицательных персонажей соответственно удивляют (первых с каждым годом становится всё меньше) и угнетают (ибо предатели и эгоисты с подлецами никуда не делись, скорее – расплодились пуще прежнего).
Главный герой произведения – Тимофей – не самый мускулистый парень, но со светлой головой и добрым сердцем. Это позволяет ему, смышлёному и ловкому, брать верх над теми, кто привык действовать исключительно с позиции силы. И даже его возлюбленная – неоперившаяся глупышка Ольга Мячина, несмотря на шаблонное мышление и готовность выйти хоть за урода, лишь бы богатым был, в конце концов забывает о чужих богатствах и осознаёт истинную ценность чистоты души Тимофея, умеющего искренне прощать однажды оступившихся.
Взять, к примеру, насмешливого здоровяка Кулотку, который потешается над доверчивым и трусливым Лаврентием, обмякшем в тяжёлом бою за Родину («А чтой-то вроде бы смердит?» – «Не чую». – «Ты, телолюбец, поди, не выстирал порты после прыгуна того? Э-эх, вошь в сметане!»). Чуткий и смелый Тимофей не просто укрощает задиру, но и впоследствии делает того своим другом. Тогда как Лаврентий, наоборот, не особо-то ценит заступника и не гнушается, скажем так, лакомиться в его огороде. Под стать своему отцу Незде, наживающемуся на бедах новгородцев. Правда, только до поры до времени.
В этом смысле наиболее неприятным, неописуемо отторгающим персонажем следует счесть владыку Митрофана. Он, будучи худым и бледным сынишкой суздальского пономаря, чудом пробивается в казначеи, постепенно поднимается выше, а там уж сам чёрт овладевает разумом священника. И вмиг исчезают светлые помыслы – о служении Богу, о прокладывании себе дорожки в рай. Захотелось вдруг рая на грешной земле, да чтоб сам народ покорно служил Митрофану, не смея перечить.
Героика повести Бориса Изюмского, к счастью, не вращается вокруг одного лишь Тимофея. Восхваления и вместе с тем тщательного изучения достойны умудрённый опытом Авраам, ставший посаженым отцом ключевому персонажу книги, и правнук Владимира Мономаха – торопецкий князь Мстислав Удалой. Последнему принадлежат наиболее звучные и меткие фразы, которые не помешало бы взять на вооружение воинам действующим: «В бою не озирайся и ведай: коли побежал в страхе – до беды добежишь»; «Не ставьте недруга овцой, мол, сёдлами закидаем, а ставьте волком и к схватке готовьтесь, не жалея пота. Лежаньем города не возьмёшь». Иными словами, книга одна, зато условных уроков в ней – множество: история, обществознание, философия, риторика, языкознание, военная подготовка и далее по списку. Почти полноценная школа.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать