«Эти свободные бабочки» Валерия Филонова

театр

Первый после переезда из Красноярска поход в театр – в первый день весны. Вполне символично. В Северной столице нынче так тепло (за всю зиму выдалась лишь пара дней с температурой минус 15 в светлое время суток), что скоро уже бабочки летать начнут. Можно будет вовсю гулять по роскошным питерским улицам, наслаждаясь душевной свободой.

Спектакль, впервые поставленный в петербургском театре «Приют комедианта» ещё в декабре 1999-го, прошёл в конце года минувшего уже в 500-й раз. И теперь я, увидев «Этих свободных бабочек» воочию, нисколько не удивлён тому, что они такие живучие. В постановке задействованы всего четыре актёра. При этом все они настолько разные по типажу, характеру, мировоззрению, игре, что ничуть не наскучивают, ещё и прямо по ходу действия преображаются почти до неузнаваемости. А заслуженная артистка России Галина Мочалова, играющая пожилую мать главного героя, мгновенно завладевает зрительскими сердцами: лёгкость и филигранность её движений вкупе с живыми эмоциями заставили меня усомниться в истинном возрасте Галины Владимировны. Браво-брависсимо – не иначе!

Главный лейтмотив спектакля Валерия Филонова: слепой не тот, кто не видит, а тот, кто не хочет видеть. Не хочет видеть, что его ребёнок давным-давно вырос и имеет право принимать решения самостоятельно. Не хочет видеть душевную красоту другого человека, зациклившись на внешности. В конце концов, не хочет видеть хоть сколько-нибудь обозримого будущего, погрязнув в бесперспективном сегодня. В этом смысле даже натуральный слепец, воспитанный к тому же в богатой семье, может оказаться более чутким и дальновидным, нежели человек зрячий, не извлекающий из жизни никаких уроков и раз за разом наступающий на «родименькие» грабли.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать