«Кривые углы» Аркадия Аверченко

литература

Для нынешних времён тираж изданного в 1989 году сборника рассказов Аркадия Аверченко выглядит космическим – 675 тысяч экземпляров! А тогда подобные цифры считались нормой. Причём сами «Кривые углы» безоговорочно стоили того, чтобы книгу взахлёб читали и от души, но по-доброму смеялись над персонажами. Любовь автора к детям, включая вредных и хулиганистых; филигранный юмор и тончайшая ирония; отточенный язык, лишённый как примитива, так и мудрёности… Всё это по сей день подкупает. Особенно с учётом того, что одни отвыкли от советской системы воспитания и образования, а другие о ней ничего толком и не слышали.

«Кривые углы» состоят из трёх разделов. Два первых – об учителях и детях – занимательны и уморительны в большей степени. Уроженец Севастополя Аркадий Аверченко на отдельных примерах демонстрирует в действии старую школу, уже вряд ли способную возродиться. Многие истории воспевают мудрость педагогов, умевших без всякой грубости и тем паче рукоприкладства поставить лодырей на место.
Созданный автором калейдоскоп детишек всех мастей придаёт книге негласный статус энциклопедии. Характеры почти не повторяются. Так, в рассказе «День делового человека» читатель переживает за судьбу малышки Ниночки, которая всем вокруг как помеха – отвязалась бы только. Смиренно выполняя бессмысленные поручения взрослых, девчушка всерьёз задумывается: если она вдруг умрёт, то кто ж будет дела в доме делать?
Главным героем произведения «Славный ребёнок» является мелкий пакостник Сашка. «Мать он любит, но любовь эта странная – полное отсутствие жалости и лёгкое презрение», – подмечает автор ещё в начале, будто бы прося читателя не судить озорника строго. «Двуличный мальчик» из одноимённого рассказа, в свою очередь, нежен и заботлив с мамой, с которой живёт в неуютной коммуналке. Тогда как с незнакомыми девицами в парке хитёр и безжалостен. «А разве же они – не дуры?» – справедливо вопрошает в концовке юнец. И в столь противоречивых образах вся сущность Аркадия Аверченко как юмориста.
«Страшный мальчик», наоборот, посвящён бузиле, что часто и с лёгкостью бросается даже на толпу пацанов. Впоследствии гроза окрестных дворов попадает на фронт и становится Героем. А вот благовоспитанные ребята, слывшие паиньками, подаются, в частности, в писатели и защищать Родину не рвутся. Схожий вектор развития персонажа наблюдается и в произведении «Нянька». Лживый воришка Мишка Саматоха поневоле знакомится с маленькой девочкой в дачном массиве. Желание поскорее отделаться от ненужной свидетельницы постепенно перерастает в дружбу с ней, о чём юный правонарушитель и не догадывается, по-прежнему стараясь держаться особняком. Но когда-то кем-то посеянное в сердце Мишки зёрнышко добра прорастает и не позволяет парню слыть откровенно эгоистичным подонком.
К слову, на фоне ребятни взрослые выглядят не менее экстравагантно. Пристального внимания достоин Банкин – счастливый папаша из рассказа «Тихое помешательство». Он убеждён в уникальности, исключительности, неповторимости своего двухмесячного сына Петьки, который от других детей ничем существенно не отличается, однако задёрган отцом буквально до невозможного. Суматошный родитель начинает хоть что-то понимать (и то не факт!) лишь после того, как малец подрастает и говорит: «Папа дурак!» Тем самым Аркадий Аверченко ненавязчиво гнёт избранную линию: дети честнее взрослых, а плохие поступки совершают ввиду жизненной неопытности или худого воспитания.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать