«Пуща» Виктора Карамазова

литература

Ключевая мысль романа «Пуща», созданного белорусским писателем Виктором Карамазовым ещё в советские времена, заключена в следующем: «Лес – это самый прочный мост между нынешней и грядущей жизнью земли, между прошлым и будущим, его надо знать, а не разрушать». Многочисленные персонажи произведения разделены на два своеобразных лагеря, вынужденных сосуществовать и даже трудиться вместе. Но если для одних лес – государственный, то для других – частная лавочка.

Автор создал яркие образы главных героев, чьи жизненные установки характерны и для большинства наших современников, прямого отношения к лесу не имеющих. Читая «Пущу», обращаешь внимание на цепкость Волошки – лесничего, который всех выводит на чистую воду и примечает любую мелочь. Его сердце болит «оттого, что исчезает память о живших людях, о деревьях, дорогах, событиях. Нет, вероятно, ничего страшнее, чем когда исчезает память, когда человек забывает, что было до него. Тогда он не видит, что будет после, даже и при нём, но после, позднее. Как курица, гребётся в своей яме, под собой. Было бы только сейчас, в этот миг, хорошо, а что дальше, вокруг – будто чужое. Страшно жить так».
Директор лесхоза Василь Зимовец, в свою очередь, абсолютно беспринципен – в отличие от Волошки или, к примеру, от Макара Курнопы, спасающего любимых лосей от запланированного отстрела, ради которого в пущу приезжает высокое начальство. А подчинённые Зимовца и вовсе бесхребетны, однако в качестве отговорки упоминают собственное положение – якобы находятся между двух огней. Но почему такое происходит, Волошка прекрасно знает: «Когда человек всё время чего-то боится. Своего голоса не имеет. Начальник велел – закон. Закон законом, но и самому не худо подумать? Доказать своё мнение. Так нет же – как легче. Вот и случается: то не было ни одного огня, а то сразу два, с двух сторон».
Неоднозначный персонаж – Настя, соседка прямолинейного, но добросердечного деда Гороха. Чрезмерная игривость этой уже не молодой красотки – следствие её давнего одиночества. Строя глазки многим мужикам в пуще, она всё-таки сохраняет самоуважение и даже напоминает особо жадным, что «мужик вечно верхом на бабе». Следить за Настиной судьбинушкой не менее интересно, чем за будущим всего леса в целом и его святыми дубами в частности.
Сильнейшие сцены романы связаны с Юрасем – сыном Волошки. Мальчуган заметно истосковался по женской ласке. Его родительница, бывшая подруга Насти, давно отошла в мир иной. Оттого-то Юрась, под стать большинству мужиков, тоже засматривается на одинокую, но чувственную женщину. Он видит в ней мать – пускай лишь приёмную, зато самим собой выбранную. Настя и сама не против такого расклада, потому что Волошка люб ей, а она – ему. Увы, читательские ожидания никак не оправдываются. И всё ввиду комплексов и предрассудков самих персонажей.
Чем Виктор Карамазов запомнился особенно, так это мастерским описанием волчьей охоты – вплоть до запахов, инстинктивных проявлений и даже животных мыслей. А открытая, но глубокомысленная концовка, в которой человек остаётся наедине с матёрым волком, буквально «вгрызается» в читательский мозг, вынуждая ещё долгое время мысленно перелопачивать сцены достаточно мощного, правдивого, откровенного, но совсем не чернушного романа.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать