Как выйти из творческого кризиса

наболевшее

Коллеги из Союза писателей России давеча наскоро записали коллективное видео с советами по выходу из творческого кризиса. Советы кратенькие, с бухты-барахты в голову пришедшие, местами шуточные или вовсе необстоятельные, что выглядело предсказуемо, учитывая отсутствие какого-либо сценария и времени на размышления. Но тема – животрепещущая! И я сам задумался над этим вопросом. Ведь в моей многолетней практике, да и жизни в целом, всяческих кризисов было хоть отбавляй.

В первую очередь необходимо разобраться: а что такое творческий кризис для вас лично? Не пишется в принципе? Или же ранее задуманное никак в текст не превращается? Если просто хочется написать что-нибудь, а замыслов не было и нет, то, может, и не стоит непомерное полчище графоманов ещё сильнее раздувать? Но если ваша фундаментальная установка – «ни дня без строчки», и суть кроется не в обязательном создании какого-то шедевра, а в простом поддержании себя в форме (дескать, для разминки, а не для последующего издания, которое, впрочем, тоже может случиться, ведь мало ли какими подвигами разминка обернётся), то должны помочь следующие антикризисные меры.
Для меня на первом месте – музыка. Причём вряд ли танцевальная. Для воспоминаний, которые зачастую ложатся в основу литературных произведений, подойдут так называемые медляки. Отдельно порекомендую ещё и тревожную музыку, а также с космическим ореолом (Жан-Мишель Жарр, Майк Олдфилд, Роберт Майлз прекрасны даже без вокала). Хотя, бесспорно, всё на любителя. Правда, любить музыку можно по разным причинам: для успокоения, умиротворения или же для подзарядки, умопомрачения – второе всё-таки больше для спорта и прочих активностей, а не для литературы.
Я, к примеру, максимально придирчиво подхожу к выбору не только музыки (её инструментальной составляющей), но и вокальных данных (не путать со словами в песнях – лично мне слов и смыслов хватает в книгах). Оригинальные и не сравнимые с какими-либо другими голоса, много лет помогающие мне в творчестве, принадлежат таким зарубежным исполнителям, как Эрос Рамаззотти, Ронан Китинг, Фил Коллинз, Брайан Адамс, Ким Уайлд, Шер, Гэри Барлоу и Робби Уильямс (оба начинали в Take That), Шейн Файлан (Westlife), Гленн Фрей (Touché), Нил Теннант (Pet Shop Boys), Джо Эллиотт (Def Leppard), Филиппо Невьяни (Nek), Марти Синтрон (No Mercy), Нестор Александр Хаддавэй (Haddaway), Мик Хакнелл (Simply Red), Джон Макинерни (Bad Boys Blue), Ула Хоканссон (Secret Service), Брайан Харви (East 17), Сэмми Хагар (Van Halen), Хизер Смолл (M People) и другим одарённым личностям, которые и в ноты попадать умеют, и на всякие там мычания с речитативами плюют с высокой колокольни. Из соотечественников в первую очередь выделю Владимира Кузьмина и моего земляка Вячеслава Бородина. Но повторюсь: перечислял не просто любимчиков как таковых, а именно тех, кто удивляет, впечатляет, завораживает своими вокальными данными. В целом же отличных групп и солистов назвал бы куда больше.

Помимо этого, всколыхнуть воспоминания помогают фото или видео тех мест, где вам когда-то было хорошо. Или, наоборот, плохо. Ведь любые эмоции – положительные или отрицательные – способны подтолкнуть к творческому труду. Для этого, кстати, старайтесь не залипать в смартфоне, когда едете в такси, метро, автобусе, электричке: почаще бывайте наедине со своими мыслями, и они наверняка заведут вас куда надо. Куда не надо – тоже неплохой вариант для литературы с её возможными вымыслами.
Отличный помощник – сны. Правда, их придётся фиксировать сразу после пробуждения, иначе детали вмиг забудутся. Конечно, не факт, что приснившееся пригодится хоть когда-нибудь. И уж точно оно не пригодится в тот же день. Но со временем, перечитывая подобные наброски, можно отыскать ценнейший клад.
Наконец, не будьте «чукчами, которые писатели, а не читатели», обязательно цените чужое творчество. Оно обязательно пробудит в вас нечто такое, что вы решите – нет, не повторить – изложить по-своему, обличить, дополнить, превзойти.
Теперь давайте разберём другой вид творческого кризиса. Если у вас есть задумки, причём не вчера рождённые, а писать – вот хоть убейте! – лень или невмоготу (как было у меня после переезда в Санкт-Петербург, где началась головомойка с поиском работы и полнейшим непониманием, нетерпением со стороны теперь уже – к счастью! – бывшей половинки), то срочно беритесь за поиски источника своего творческого кризиса. Мешать могут даже работа и семейные трудности – в той или иной степени. Ни в коем случае не намекаю на увольнение или развод, хотя и они иногда спасают. Порой вполне достаточно отпуска. Или временного уединения. Хотя бы ненадолго избавившись (или отстранившись) от причины, породившей нежелание творить, вы вернёте себе вдохновение и силы, которые желательно будет подкрепить чем-то из вышеизложенного. Допустим, подходящей под настроение музыкой или поездкой по неизведанным местам.
Подкрепиться, кстати, тоже не помешает. Чем-то таким, что вы любите, но очень давно (это крайне важно!) не ели. Бугорки на языке скажут вам спасибо и вернут к жизни. К творческой. Однако покрепиться – это не обжираться. Писатель должен быть если не голодным, то уж точно не натрескавшимся от пуза.
Наконец, крайне важно просто начать. Написать несколько абзацев из ранее задуманного. Возможно, даже заставить себя. Ваш мозг очнётся и шепнёт, мол, дружище, кризиса-то и не было никакого. А чем больше вы напишете, чем дальше вы продвинетесь, тем проще будет продолжать и заканчивать. Это как с рабочей неделей, когда в понедельник едва-едва раскачиваешься, а в пятницу всё уже само собой клеится. Главное – на радостях не сбиться с «курса на качество», ибо многие, желая поскорее завершить начатое, нередко губят концовки своих произведений и даже не осознают этого.
А ещё лучше вообще ни в какие кризисы не входить. Тогда и выходить не придётся. Из себя – в том числе.

Степан РАТНИКОВ.

Показались ли вам полезными авторские советы?
Да
0%
Нет
0%
Обхожусь без кризисов
100%

Оцените статью
Комментировать