Литературных премий в России если не громадное количество, то вполне достаточное, чтобы каждый автор, будь то поэт, прозаик или драматург, нашёл хоть что-то подходящее для заявки. Вот только не всех устраивает банальное «хоть что-то». И я поинтересовался у коллег по перу, появление какой премии, на их взгляд, точно не помешало бы нашей стране. Причём оттолкнуться предложил от любых характеристик: жанровых, стилистических, географических, возрастных, мировоззренческих и т. д.
Анастасия Калиниченко (г. Северодвинск):
– Нужна премия для лучших литературных редакторов нон-фикшн, работающих не с профессиональными литераторами, а с просто умными людьми, которые чем-то делятся с читателем. Суть в следующем. Литературный редактор видит, что книжка, над которой он работал, хорошо продаётся. Он вспоминает, что местами значительно менял, почти переписывал текст не очень грамотного и плоховато излагающего мысли автора. И тогда отправляет на конкурс черновик, который получил, и чистовик, который вышел. Жюри оценивает, насколько текст стал лучше, но при этом должен быть сохранён стиль автора и т. д. В итоге самым качественным работам дают премию, а довольный литературный редактор больше не грустит оттого, что все лавры автору. Можно так же оценивать не только русскоязычную литературу, но и переводную. Потому что и там после переводчиков работы бывает много. Естественно, достоянием общественности черновики авторов становиться не должны. Не нужно их позорить.
Юрий Татаренко (г. Новосибирск):
– Мне кажется, очень мало премий и конкурсов по художественному переводу. Появление новой серьёзной премии с солидным призовым фондом вызовет большой интерес и у практикующих переводчиков, и у дебютантов. А в выигрыше останутся представители национальных литератур, сетующие на острый дефицит качественных переводов текстов на русский язык. Я был отмечен в конкурсах по переводу, где за первое место вручали 30 и 50 тысяч рублей. А лауреат «Ясной Поляны-2025» получил три миллиона рублей. Я не согласен с тем, что виртуозный труд переводчика поэзии оценивается в сто раз дешевле!
Екатерина Малофеева (г. Чита):
– Нам не хватает крупных региональных поэтических премий. Вот есть, например, замечательная премия «Дальний Восток» имени Арсеньева. Но она прозаическая и ограничена тематикой. А ведь было бы чудесно, если существовала бы дальневосточная поэтическая премия, сибирская поэтическая, северная и так далее. Причём в рамках одного проекта. Без ограничений по темам, тиражам и возрасту. Критерий – место жительства автора и наличие какой-то региональной «изюминки» в его поэтике. А призёров приглашали бы потом со всех регионов на общий фестиваль. Такой проект подчеркнул бы авторское многоголосие, дал развитие региональной специфике и в итоге показал единство литературного процесса.
Игорь Корниенко (г. Ангарск):
– На мой взгляд, нужна премия за самую человеколюбивую историю, во всех смыслах народную. Но тут важно, чтобы жюри было такое же, от народа, а ещё лучше и вернее – сам народ-читатель, особенно школьники-подростки. И чтоб голосование не через Интернет проходило, где побеждает тот, у кого больше подписчиков, а придумать схему более человечную, близкую читателю. Истории должны уходить в народ к людям. А премия должна этому содействовать: внеклассными чтениями, встречами, диалогом через социальные сети. Заодно сократится дистанция: писатель – читатель.
Дарья Высоцкая (г. Мурманск):
– Кажется, что премий для писателей действительно в избытке. С точки зрения современных тенденций и поиска собственной идентичности каждого региона, в том числе для целей демонстрации её туристам, вероятно, имеет смысл учредить премию за художественную прозу, чьи герои действуют в определённой географической точке (например, автор из Мурманска пишет роман, действие которого происходит в Мурманске, передавая особенности города, атмосферу и привычки, описывая конкретные места, где можно побывать). Подобная премия возможна как на региональном уровне, так и на общероссийском. Мне как автору не хватает премии демократичной, креативной, бросающей вызов. Тут могу вспомнить не совсем премию, а конкурс «Свежее дыхание». Говоря о премиях, могла бы предложить сфокусироваться именно на главных героях произведений и выбирать самый актуальный женский образ или пример новой мужественности, что-то в этом ключе. Подобное можно спроецировать и на конкурсы поэтические. Возможно, это усталость от лучшего. Хочется живого, образного и человеческого.
Станислав Феньков (г. Красноярск):
– Я как малопроизводительный стихоплёт ощущаю нехватку конкурсов (куда уж там до премий!) одного-двух-трёх стихотворений. Обычно требуют либо подборки на целую книгу, да ещё и ранее не публиковавшиеся (аж сомнения берут относительно истинных целей устроителей), либо целую поэму, либо нечто до того тематическое, что даже за уши не притянешь ничего из мною написанного. Поэтому хотелось бы побольше конкурсов либо одного стихотворения, либо нескольких, но без превышения определённого – относительно небольшого – количества строк в сумме. Заодно чтобы тема была либо произвольная, либо достаточно широкая, под которую не приходилось бы писать что-то новое, а легко подпадали бы уже имеющиеся стихи. И главное – чтобы не было таких условий, как допуск только ранее нигде не публиковавшихся произведений либо, наоборот, только опубликованных в определённый промежуток времени.
Алинда Ивлева (г. Никольское):
– Не помешала бы премия исключительно для тех, кому за сорок. И номинации понятные, человеческие. Я вот даже придумала свою – «Бархатный сезон». Что до других премий, то там всё сплошная суета сует: или номинаторы нужны, или три тысячи уже изданных экземпляров, или ещё что-то. Считаю, все денежные премии – это сходняк или договорняк.
Илья Карамышев (г. Ярославль):
– Литературных премий в России, действительно, хватает. Ещё бы голосование в них было более прозрачным и открытым… Как в Нацбесте, где публиковали, кто на каких основаниях за какие книги отдал свои голоса. И в жюри важно приглашать тех, кто читает конкурсные работы и честно голосует – не по политическим или дружеским мотивам. И чтобы сам писатель имел возможность подать заявку, а не как вышло со вторым сезоном премии «Слово».
Альбина Гумерова (г. Москва):
– В России действительно много премий для писателей разного возраста. Но следовало бы разбивать авторов по группам: 15–25 лет, 25–35 лет, 35–45 лет, 45+ лет. Мастерство и талант – это, конечно, хорошо, но есть ещё жизненный опыт. И даже написанная хуже повесть 35-летнего человека может быть интереснее по содержанию, чем блестяще написанная повесть автора, которому едва за 20. В жюри и в ридеры лучше звать больше людей. И каждому давать поменьше текстов, чтоб читали внимательнее, причём из каждой возрастной группы. Если премии делать тематическими, то я бы брала примерно такие темы: история взросления, лучшее произведение о родине, о матери, о четвероногом друге… То есть темы, на которые каждому человеку найдётся что сказать. А вот для пьес лучше учреждать отдельные премии, а не просто номинации. Потому что пьеса – это театр, который живёт по другим законам, нежели литература.
Нужна мотивация для авторов – денежное вознаграждение, а не просто диплом. И чтобы победителями занимались после вручения премии: продвигали их книги или издавали, организовывали встречи с читателями и пытались хотя бы свести прозу лауреата с кинопроизводством (разумеется, если в книге есть на это задел). Хорошая экранизация привлечёт внимание читателей к автору. И если сам он после получения премии продолжит работать в нормальном темпе – у него будет свой читатель. Лично я бы объединила кино и литературу. Понимаю, что всех подряд не экранизируешь. Но даже книгу поэта можно использовать как реквизит в кадре: стоит герой на фоне книжного шкафа, а там – книги современных авторов. Конечно, вероятность того, что зритель кинется покупать эти книги, ничтожно мала, но зато есть попытка!
Игорь Гуревич (г. Архангельск):
– Конкурсов с избытком. Премий достаточно. Делить их на возрастные категории не надо. Литература может быть хорошей или никакой независимо от возраста автора. Нужно по одной федеральной премии за прозу (художественную и документальную), детскую литературу, драматургию, фантастику и фэнтези, поэзию. И рассматривать там должны исключительно изданные книги (сборники или крупные формы, такие как роман, поэма, эпос) или рукописи книг. А конкурсы на лучший рассказ, на лучшее стихотворение, тематические и им подобные – это для журналов, регионов, творческих объединений.
Степан РАТНИКОВ.







