«Наследие»: поставить крест

кино

«Остался один – посреди России». Эта заключительная строчка из повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» вспомнилась мне ближе к концовке фильма Романа Михайлова «Наследие», представленного летом 2023-го далеко не самой широкой публике. Скромные показатели по количеству просмотров и кассовых сборов вполне естественны для авторского кино, даже весьма качественного с точки зрения актёрской игры. Картина длится чуть больше часа, однако смыслов в неё вложено столько, что хватило бы на сериал.

Обращают на себя внимание многочисленные эпизоды, снятые одним кадром. Причём на экране они предстают в холодноватых, почти серых тонах, а само изображение не лишено зернистости. И без того драматичный сюжет дополнительно усиливает мрачная обстановка, без напускного декора. Достаточно упомянуть хотя бы деревянные бараки, характерные для многих населённых пунктов Северо-Запада России. А уж контингент, зачастую проживающий в таких строениях, – зрелище не менее унылое. В этом смысле игра Чингиза Гараева, представшего в образе одного из самых отбитых приятелей главного героя, достойна если не «Оскара», то как минимум любой другой известной кинонаграды.
С актёрским составом в принципе всё мощно: Иван Ивашов, Фёдор Лавров, Евгений Ткачук, Виталий Коваленко, Пётр Ступин… Последний из них сыграл Тихона Сергеевича – колдуна-беспоповца, безрадостно доживающего последние деньки. Успев помочь многим сельчанам, он оказывается почти один на один со смертью. И всё из-за своих языческих убеждений, неприемлемых для православной церкви. Земляки передают деду продукты и слова благодарности, но не лично, а через Руслана (блестящая роль Олега Чугунова, нередко появляющегося в кадре не анфас, а в профиль или даже со спины) – паренька, который уже проникся верой во Всевышнего, но вынужденно сосуществует с закоренелыми материалистами и безбожниками. Не отказываясь от чуждого ему окружения и вместе с тем не забывая Тихона Сергеевича, Рус совсем даже не пытается угнаться за двумя зайцами, а будто бы плывёт по течению. Но обстановку при этом контролирует и не изменяет ни себе, ни собственным принципам, даже если оказывается на дискотеке или на хате с ровесниками-торчками.
В то время как все вокруг без исключения уже поставили крест на преставившемся беспоповце, Руслан намерен во что бы то ни стало поставить крест на неказистой могилке земляка, а заодно и отпеть деда Тихона, который перед смертью настоятельно просил панихиду не менее часа. «Они могут, но не делают. Я не могу, но сделаю. И на ком греха будет больше?» – вопрошает парень, на время заимствуя (крадя) у местного священника требник, а кадило и вовсе варганя самостоятельно.
Тем самым Руслан не только возвышается – в самом положительном смысле – над остальными, но и окончательно отрывается от них. Возможно, и последователем Тихона Сергеевича становится, если пытаться истолковать концовку. Что же касается зрителей, то они, как и жители показанного в фильме села, наверняка разделятся на два неравных лагеря: кто-то с большой долей вероятности скажет, мол, вот бредятина (если вообще сумеет осилить всю картину целиком), а кто-то восхитится духовной силой физически слабенького героя и, что тоже не исключено, всплакнёт.
Впервые увиденная мной в кино Дарья Мацель – отдельное украшение «Наследия». Её героиня как ангел – ходит в белом, сама альбиноска. Правда, ангел – грешный. Ведь эта юная красотка как раз из той массы, с которой Руслану не по пути. И отец девочки – священник, отказывающийся отпеть язычника, – дополнительное тому свидетельство. Поэтому не удивляешься, когда флегматичный паренёк, неоднократно видевший ангелов, отказывается от любимой девушки.
Но Руслан отказывается от неё только в реальности, а не в своих несмелых мечтах, которые сродни доброму и счастливому сну, в отличие от самой жизни – сна тревожного и в чём-то даже беспощадного. В этом смысле автор фильма Роман Михайлов будто бы вновь призывает зрителя поразмышлять над дальнейшим развитием событий. А они могут привести персонажей куда угодно: как в монастырь – к целенаправленному отшельничеству, так и в тюрьму – к незапланированному отчуждению, не говоря уже о ранней и нелепой смерти.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать